(Друкуємо мовою оригіналу)
Политический кризис обнажил системную проблему: попытка реформирования какого-то отдельного фрагмента старой, постсоветской системы не даст результата, необходимого для успешного развития Украины. Такое мнение в эфире программы «Донбасс.Реалии» высказал политолог и глава «Единого координационного центра «Донбасс» Олег Саакян.
– Как украинская политическая элита смогла допустить такой глубокий кризис на фоне ситуации на Донбассе?
– Основных позиций, из-за которых это стало возможным, несколько. Во-первых, политическая система, которая скорее является генератором патовых ситуаций. Она создалась в Украине еще в 90-е годы. Во-вторых, агония ресурса институциональной памяти советской Украины. Мы сегодня видим, как изживают себя различные системы, начиная с управления в госаппарате и заканчивая коллективной ответственностью. Последнюю скорее можно назвать коллективной безответственностью.
Кризис – это определенные возможности, небольшой промежуток времени, когда воспаляются все негативы системы
В-третьих, управленческий провинционализм наших элит, которые избегают ответственности там, где следовало бы ее взять, и наоборот. В целом, это часть факторов, которые влекут за собой создание политического кризиса или же скорее политического хаоса. Ведь кризис – это определенные возможности, небольшой промежуток времени, когда воспаляются все негативы системы, которые можно устранить. У нас же это не локальное воспаление, а тотальный хаос и системный распад старого государства УССР. Сегодняшние элиты не способны к созданию Украины в противовес распадающейся системе.
– Если придут новые люди, станет лучше или нет?
– Во-первых, не стоит искать виновных. Основными вопросами сегодня для Украины являются «кто мы и куда мы движемся?», а не «кто виноват и что делать?» Исходя из этой логики, я бы не спешил делать оценочных суждений о том, способны или нет новые лица к реформам. Но ситуация с Сакварелидзе и многими другими показывает, что создание очагов развития в старой системе, например в рамках ГПУ, антикоррупционных комитетов, даже в парламенте, не делает оазиса.
– Практически все новые лица уходят со скандалами и коррупционными обвинениями. Их выталкивают?
– Позволю себе достаточно резкое заявление. Если бы система их просто выплевывала, то это происходило бы тихо и спокойно. Но так как есть скандал, то имеются проблемы и с другой стороны. Во многом люди, которые пришли, не ожидали такого сопротивления или ожидали чего-то совсем другого. Может быть, они не настолько светлы и чисты мыслями, как мы бы того хотели. Значит, эти люди тоже идут на конфликт и пытаются что-то скрыть за таким шумом. Поэтому, скорее всего, вопрос состоит в отсутствии контрэлиты. У нас коллективное безвластие без оппозиции. То есть вопрос альтернативных элит перезрел, даже заграничное качество, к сожалению, не те люди, которые могут вершить политику в кризисный момент.
– Это зависит конкретно от личностей?
– Проблема в системном кризисе. Реформирование какого-то отдельного фрагмента – как евроремонт в советском концлагере. Надо либо перестраивать здание, либо строить альтернативное. Украине нужны трансформации, а не реформы по логике: «Мы идем в Европу, в дороге никто кормить не обещал и когда мы туда придем тоже неизвестно». Роль личности в рамках реформ рассматривать невозможно, она там теряется.
Подробнее – в аудиозаписи эфира:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)