(Друкуємо мовою оригіналу)
Поселок с 13-ю жителями. Постоянные обстрелы. Водяное находится в 17 километрах от Мариуполя і считается серой зоной. С лета 2014 года и по сегодняшний день остается одной из самых горячих точек на линии разграничения. Постоянные обстрелы за два года войны нанесли непоправимый ущерб поселку. Большинство домов разрушено полностью, и с каждым обстрелом их количество возрастает.
До лета 2014 года поселок Водяное считался дачным. Сюда уезжали от городской суеты жители Мариуполя. С началом боевых действий дачники исчезли. Остались здесь только те, кому уезжать некуда. 13 человек живут сейчас в поселке среди разрушенных домов, под постоянными обстрелами. Пытаются наладить свой быт, ведут хозяйство и ремонтируют разрушенные постройки, дома и электроснабжение. В Водяном нет магазина. Местные говорят, что в мирное время хлеб сюда привозили раз в неделю, а теперь хлебом и водой жителей снабжают военные. А в остальном местные обеспечивают себя сами – каждая семья здесь держит скот или птицу.
Житель Водяного Николай Иванович говорит, что они с женой уже приспособились к такой жизни, стараются не терять оптимизма. Больше всего страдают от того, что не могут поехать к детям в город, потому что не на чем.
Одному здесь не выжить
«Живем, как живется. Если б не стреляли, было бы еще лучше. Сейчас пока света нет, но думаем, наладим. Конечно, плохо, что людей маловато. Но, а так все хорошо. Помогаем друг другу, чем можем. Одному здесь не выжить. Да, Красный Крест помогает, дай бог им здоровья. На зиму брикетов дали хорошо. Питание тоже есть. Крупы и масло, и все. Ну, у меня скотина, конечно. Куры и утки, все это есть», – рассказывает о жизни в селе Николай Иванович.
Менее оптимистичен сосед Николая Ивановича Сергей. Ему чудом удалось выжить во время последнего обстрела. Взрывной волной была разрушена стена небольшого домика, в котором он живет. Уезжать ему некуда, а от таких «сюрпризов» уже устал.
Сегодня ночевал в подвале. Я буду здесь жить, никуда я не пойду
«Сегодня ночевал в подвале. Я буду здесь жить, никуда я не пойду. Что говорить, кому говорить? Этим говорить? Они ж все знают. Куда ж стреляют? Что они делают?», – говорит Сергей, разбирая завалы.
Местная знаменитость – дядя Вася, прославившийся в социальных сетях за обстоятельные комментарии о жизни в поселке, говорит, что всем уже хочется определенности. Люди очень устали от такой жизни.
Вы хоть скажите, чтоб мы имели какую-то надежду. А никто ничего не говорит
«Все время бьют – бомбят, бьют – бомбят. Вы останьтесь, переночуйте, все сразу станет ясно. Хочется повеситься. Абсолютно. Все в минусе. Настолько тоска. Мы – ни в тюрьме, ни на свободе. Серая зона. Все! А что дальше? Вы хоть скажите, чтоб мы имели какую-то надежду. А никто ничего не говорит», – сетует дядя Вася.
Рассчитывать на помощь в восстановлении домов жители поселка Водяное могут только от общественных организаций, так как компенсация в этом случае не предусмотрена.
«Сейчас за разрушение жилого дома компенсация не предоставляется. Эти факты фиксируются, протоколируются, но пока еще это ничего не дает. Даже если дом был застрахован, то у страховых организаций это трактуется как форс-мажорные обстоятельства, и они не осуществляют выплат. В данном случае житель может рассчитывать только на помощь общественных организаций благотворительных», – говорит начальник военно-гражданской администрации сел Коминтерново, Водяное и Заиченко Олег Немчинов.
Как говорят военные, обстрелы Водяного со стороны сепаратистов носят неприцельный и хаотичный характер, направленный на уничтожение села. Благодаря миссии ОБСЕ, которая часто наведывается в поселок, обстрелов стало немного меньше, но по ночам все жители Водяного при малейшей опасности по-прежнему спускаются в подвалы.
ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)