(Друкуємо мовою оригіналу)
Донбасс после начала АТО, по данным ООН, покинули более двух с половиной миллионов людей. Из них больше миллиона уехали за пределы Украины. На новом месте бывшим донецким пришлось искать не только жилье и работу, но и взаимопонимание с местными жителями. Есть ли и в чем заключается социальная напряженность между вынужденными переселенцами с Донбасса и их новым окружением?
Социальная напряженность и напряженность в отношениях существует. Однако говорить о дискриминации сложно, так как украинцы достаточно миролюбивы. Об этом в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказал социальный психолог Виталий Лунев.
«Переселенцы всегда, так или иначе, ассоциируются с войной. С теми событиями, которые сейчас происходят на Донбассе. С лишениями, которые сейчас терпит Украина. С рядом катастроф, личных потерь. У кого-то воюет племянник, кум, родственник. Так или иначе эти люди ассоциируются с войной. Люди – носители войны, связанные с теми событиями, которые сейчас происходят. И вот этот принцип «свой-чужой», он, к сожалению, сейчас включается. Второй принципиальный момент, это то что в большинстве случаев приходилось слышать в отношении этих людей, что вы едите в тот или иной регион, но не отстаиваете проукраинскую позицию там», – говорит психолог.
Он отмечает, что переселенцы с Донбасса – разные люди. Повсеместно есть люди, которые после переезда начинают вести себя неподобающе, грубить, хамить местному населению. И зачастую это связанно с тем, что люди травмированы.
«Они потеряли жилье, имущество, привычный ритм жизни. Они тоже приехали с обидой, огорчением из-за того, что случилось. И поэтому одна враждебность наталкивается на другую, одно неправильное восприятие на другое. И только сейчас, на самом деле, обнажился скрытый конфликт. Политика разделения Украины на восточную и западную пришла к своему апогею», – говорит он.
Понимаете, ни от кого в данной ситуации нельзя ожидать адекватностиВиталий Лунев
Важно понимать, говорит Виталий Лунев, что по статистике 2/3 населения Донбасса никогда небыли в остальной Украине, как и большинство остальных украинцев никогда небыли на Донбассе.
«Это все равно, что сейчас спросить мое мнение, что сейчас происходит в Танзании, где я никогда не был. Я буду руководствоваться двумя-тремя фактами, которые я видел в новостях и пересказом каких-нибудь своих соседей, знакомых. Но у меня будет устойчивое представление об этой территории. У нас не было адекватного общения все эти годы, и сейчас, во время войны включаются совершенно другие механизмы регулирования, объединения, механизмы группы. Поэтому еще долгое время переселенцы с Донбасса будут ассоциироваться вот с таким негативом. Но подчеркну, было много моментов, когда сами переселенцы давали поводы для такого отношения. Понимаете, ни от кого в данной ситуации нельзя ожидать адекватности. Ни от переселенцев, ни от жителей других регионов, которые с ними столкнулись», – уточняет Лунев.
На своем собственном опыте он советует как переселенцам, так и остальным украинцам ничего не воспринимать на свой личный счет.
«Нужно понимать, что сейчас не говорят что-то по отношению к тебе лично. Тебя не знают. О тебе ничего не знают. Тебя просто воспринимают, как представителя региона, который сейчас запятнан, стигматизирован, к которому особое отношение. Нужно просто понять, что не стоит ожидать очень хорошего отношения к просто чужому человеку. И нужно защитить себя от каких-то мифов, что нас должны все жалеть и, как следствие, не разочаровываться», – говорит психолог.
Подробнее в аудиозаписи эфира:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)