(Друкуємо мовою оригіналу)
По свежим данным Мониторинговой миссии ООН по правам человека, в марте на востоке Украины погиб один гражданский, 15 получили ранения. Это – наивысший показатель потерь за месяц среди гражданского населения, начиная с сентября 2019 года. Среди военных такая же тенденция, констатируют все обозреватели. Что же будет с войной на Донбассе во время пандемии? «Убьет» ли коронавирус войну на Донбассе? Или, наоборот, она разгорится с новой силой?
Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили с военным экспертом Олегом Ждановым.
– Олег, в связи с последними событиями, что может быть дальше с военными действиями на Донбассе, по вашему мнению?
Они и дальше будут продолжать активизацию боевых действий с целью давления на Украину до тех пор, пока мы чётко не определим свою позицию, будем ли подписывать «консультативный совет»
Олег Жданов: Как известно на сегодняшний день, боевые действия очень сильно активизировались. И я вам скажу, что они и дальше будут продолжать их активизацию с целью давления на Украину до тех пор, пока мы четко не определим свою позицию, будем ли мы подписывать «консультативный совет» или не будем. Кстати, с 24 по 26 марта действительно прошли видеоконференции, фактически, можно сказать, была встреча, на которой обсуждался особый статус некоторых районов Донецкой и Луганской областей, и стороны взяли к рассмотрению вопросы создания «консультативного совета». Это официальная информация с сайта ОБСЕ. У нас, кстати, это нигде не афишируется и не сообщается. В ближайшие, во всяком случае, несколько недель, я думаю, количество обстрелов будет увеличиваться, огневая мочь этих обстрелов будет с применением тяжелой артиллерии.
– Есть точка зрения, что Россия утратит свой потенциал и агрессивные намерения хочешь – не хочешь, а прекратятся. Есть противоположная: что ресурсов в России при всех проблемах хватает, и она может выйти из этого кризиса, а Украина – самая бедная страна в Европе, наоборот: она будет одной из самых больших жертв коронавируса – экономически, по крайней мере. Ваше мнение?
Мы в 2016-2017 обходились без кредитов МВФ и прекрасно справлялись и с дефицитом бюджета, и с платежами, и со всем остальным. Всё зависит от нас самих
Олег Жданов: Я соглашусь с той точкой зрения, что, по некоторым оценкам, Российская Федерация чувствует себя не так уж плохо: у них довольно хорошие запасы, особенно в золотовалютном резерве. Плюс вы ж не забывайте: у них – сырьевая база, они могут сами себя обеспечивать, поэтому запас прочности у России есть – надо это признать. Что касается Украины – то всё зависит от нашего руководства. Я напомню, мы в 2016-2017 обходились без кредитов МВФ и прекрасно справлялись и с дефицитом бюджета, и с платежами, и со всем остальным. Всё зависит от нас самих. Что касается ситуации на фронте: она примерно 6 лет находится в состоянии вооруженного конфликта низкой интенсивности. Поэтому истина примерно где-то посередине.
ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Донецьк та Луганськ під час пандемії. Живий блог (рос.)– Коронавирус – самая неотложная проблема. Но даже до него были моменты очень неоднозначных действий нынешней украинской власти. По вашему мнению, эта тенденция усиливается последние недели или сложно сказать? Вы знаете мнения критиков Зеленского, что он «сливает Украину» дескать. Насколько такая точка зрения оправдана или это просто критиканство, не заслуживающее внимания?
Итогом этих переговоров и намерений есть действительно капитуляция, согласно российского сценария, претворения в жизнь Минских договоренностей
Олег Жданов: Я думаю, что эта тенденция, к сожалению, будет усиливаться. Сейчас коронавирус просто отложил подписание этих документов. Сам Владимир Александрович сказал, что не умеет мыслить стратегически, он мыслит тактически. Это подход бизнесмена – решение проблем по мере их возникновения. Он обещал мир – он делает мир любой ценой. И его политика – это тайные договоренности. Он не отчитывается перед обществом, не ставит нас с вами в известность, что он собирается делать, нас с вами ставят в постфактум перед свершившимся. Поэтому я считаю, что, к сожалению, это продолжится. Итогом этих переговоров и намерений есть действительно капитуляция, согласно российского сценария, претворения в жизнь Минских договоренностей. Возможно, он этого не понимает, судя по тому, как он сказал, что у него в голове война закончена и вообще, чтоб прекратить войну, надо просто перестать стрелять. Вот в этой парадигме он действует, я бы сказал, уверенно и на сто процентов.
Я не думаю, что Ермак своим волевым решением написал на этих документах «Согласен» и расписался. Это была директива президента. Он же его туда делегировал, он давал ему директивы на полномочие подписания или неподписания этих бумаг.
ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: «Завдання Козака – заманювати команду Зеленського у нові пастки»– Месседж со стороны людей, которые поддерживают и господина Ермака, а главное – Владимира Зеленского, что, мол, речь идёт о завлечении тех самых жителей Донбасса, которые вынуждены были оставить свои малую родину, жить здесь, на подконтрольной части территории Украины. Боевиков, по этой логике, уводят в сторону. Не согласны с такой трактовкой?
Реально это будет выглядеть так, что Зеленский вынужден будет садиться за стол переговоров с Пасечником и Пушилиным
Олег Жданов: Абсолютно не согласен, потому что тогда вторая сторона не согласится на такой состав совета. Состав совета – 10 представителей от Украины, 10 представителей, как говорит Ермак, общественности. Какая общественность? Покажите мне этих представителей, кто их делегировал в этот Консультативный совет. Сам факт, что наши представители и тот же господин Ермак скрывали эти данные до последнего момента, пока не началась волна возмущения в обществе. Я вам скажу, что реально это будет выглядеть так, что Зеленский вынужден будет садиться за стол переговоров с Пасечником и Пушилиным. Я напомню заявление Лаврова сразу после заседания в начале марта, когда состоялось подписание этих согласительных документов. Он сказал: «вы Путина больше не увидите». Путин всеми силами старается лишить суверенности самого Зеленского, он не собирается с ним вести дальнейшие переговоры. Он хочет его усадить за стол именно с этими людьми, которые назначены им же на руководящие должности в псевдореспубликах. К сожалению, это цель Кремля, и они идут к ней целенаправленно и упорно.
– Новоиспечённый вице-премьер министр по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников активно комментирует эти события. В частности, в интервью главреду издания «Гордон» он утверждает, что коронавирус может сильно изменить ситуацию с войной на Донбассе. Вы согласны с этим мнением?
Олег Жданов: Абсолютно не согласен. У президента России Владимира Путина политика, особенно в горячих точках, в вооружённых конфликтах, тоже достигается любой ценой. Мы пытаемся анализировать скудные заявления Ермака, министра по временно неподконтрольным нам территориям, а где заявление президента? Где четкая позиция, отчет перед обществом точки зрения президента, как он это видит, какие его планы и шаги по решению этого конфликта? Почему этого нет в отчете президента перед обществом, хотя бы перед своими избирателями? Он как гарант Конституции обязан перед нами выйти и сказать, что собирается сделать то-то, его цель такая-то, достигать мы ее будем такими-то шагами. Вот в чем кроется самая главная проблема. А сейчас мы собираем обрывки фраз и питаемся из них сложить какой-то пазл, вывести из них какую-то логику и посмотреть, куда эта логика нас с вами приведет. Мы блуждаем в потёмках.
– Резник считает – это цитата с интервью – что «Минские переговоры давно нуждались во встряхивании, как, собственно говоря, и Минские соглашения в пересмотре или модернизации. Они потому и не развиваются, у нас застой в Минске». По мнению Резникова, Козак и Ермак встряхнули Минск. То, может быть, действительно нужно давать импульс этому урегулированию и Минскому процессу, конечно не за счет интересов Украины?
Надо сказать, с кем мы воюем, кто эти загадочные боевики. Как только мы определим вторую сторону конфликта, будет понятно, с кем вести переговоры
Олег Жданов: Мы фактически получим Приднестровье. Проблема не во встряхивании. Да, есть проблема в Минске, он буксует уже 6 лет и действительно он – в глухом тупике, из которого есть один-единственный выход: надо ответить на один простой вопрос – кто вторая сторона конфликта? И всё сразу станет понятно и всё станет на свои места. Надо сказать, с кем мы воюем, кто эти загадочные боевики. Как только мы определим вторую сторону конфликта, будет понятно, с кем вести переговоры.
– Есть точка зрения украинских простых людей. Социологические исследования в прошлом и этом году констатировали, что примерно половина опрошенных за прямые переговоры украинских властей с боевиками. Президент Зеленский точку зрения этих людей так или иначе пытается реализовать, наверняка, многих его избирателей…
У нас вообще нету войны в информационном пространстве, последние две или даже три недели война просто исчезла
Олег Жданов: Это отсутствие вообще политики в плане формирования общественного мнения. В этом и есть роль государства: оно должно формировать общественное мнение. У нас вообще нету войны в информационном пространстве, последние две или даже три недели война просто исчезла. Сколько там обстрелов – есть сухая сводка оперативного штаба ООС и каждый раз в конце такая фраза звучит: «С нашей стороны потерь не зафиксировано». Но я смотрю, что за последнюю неделю 2 борта прилетели: в Одесский и Киевский госпитали. Обычно Одесса и Киев наполняются после того, как Днепр и Харьков полные. Это я говорю из предыдущего опыта мониторинга ситуации на фронте.
Даже ООН посмотрела, что в марте гражданских погибших и раненых намного больше, значит количество обстрелов растет, не из воздуха же осколки появляются
По инсайдерской информации, там творится полный трэш. Даже ООН посмотрела, что в марте гражданских погибших и раненых намного больше, значит количество обстрелов растет, не из воздуха же осколки появляются. Они появляются от разрывов снарядов и мин или от стрельбы стрелкового оружия. И если мы постоянно говорим, что воюем с боевиками, конечно, у части населения складывается ошибочное мнение, что есть какие-то мифические боевики. Кто это – мы не называем. И люди, уставшие от войны (страна устала от войны, я согласен с этим), готовы уже на переговоры хоть с чертом, хоть с дьяволом, лишь бы достичь мира. Государство в лице того же президента самоустраняется от такой проблемы как формирование общественного мнения, внутренней политики относительно конфликта на востоке Украины. Про Крым я уже вообще молчу.
Слушатель: Наталия, Луганщина. А давайте смоделируем: допустим сел Зеленский из Пушилиным и Пасечником, все подписали. А граница останется под контролем России или нет? А количество танков, равное количеству Британии, Германии вместе взятых – они выедут или нет? Ахметов, Черенкова, Менендес после того, как Зеленский с Пасечником мировую подпишут, смогут туда вернуться? Сможет туда вернуться Мацука, журналист Асеев? Как тогда будут мотивировать, почему они туда не едут, когда уже все договорились и всё порешали? Я не понимаю: подпишут, а дальше как? Все равно ж все останется по-прежнему.
Если, не дай Бог, подписание состоятся, первое, что будет сделано, усиление обстрелов на линии разграничения, чтобы поднять значимость этих территорий, показать важность, что они диктуют условия
Олег Жданов: Очень хорошее предложение на счет моделирования ситуации. С точки зрения военной, скажу: если, не дай Бог, подписание состоятся, первое, что будет сделано, усиление обстрелов на линии разграничения, чтобы поднять значимость этих территорий, показать важность, что они диктуют условия. Еще такой нюанс с точки зрения военной системы управления: мы опускаем главный момент – присутствие иностранных войск на нашей территории, а именно частей подразделения Вооруженных сил Российской Федерации. Ни Пасечник, ни Пушилин понятия не имеют, когда, на каком участке, с применением каких сил и средств будет произведен обстрел наших позиций. Это все планируется как минимум в Ростове, в штабе Южного военного округа, в состав которого входят эти два армейских корпуса через штаб восьмой полевой армии, либо это планируется непосредственно в генеральном штабе вооруженных сил РФ.
– Чего можно ожидать на Донбассе через месяц-два, полгода?
Олег Жданов: Я думаю, что ситуация, скорее всего, сохранится в таком же вооруженном конфликте низкой интенсивности. Будем надеяться, что она не изменится, так как ни экономические, ни политические события не дают возможности сегодня уделить внимания, если наше руководство – опять же – в темную, втихаря не подпишет какие-либо дополнительные соглашения. Это кстати, может послужить детонатором для социального взрыва.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите).