(Друкуємо мовою оригіналу)
12 февраля – третья годовщина подписания Минских соглашений. Боевые действия на Донбассе за это время стали менее интенсивным, но конфликт не прекратился. Эксперты по-разному видят дальнейшие сценарии: заморозка на долгие годы, решение собственными внутренними силами Украины или с привлечением международных организаций. Некоторые политические прогнозисты даже считают, что Украина вовсе не готова принимать Донбасс обратно.
Украина в разрешении конфликта на Донбассе слишком надеется на международную помощь – от стран ЕС, США, ООН, миротворцев. При этом у государства нет собственной «позитивной повестки дня» для возвращения востока Украины, считает директор Дипломатической академии при МИД Украины Сергей Корсунский. Несколько недавно принятых, практически неработающих законов, заявления политиков – вот и все, что сделано в Украине для того, чтобы вернуть территории, говорит он. По его мнению, необходима глобальная стратегия во всех сферах.
Мы должны четко объяснить людям, которые проживают в ОРДЛО, что происходит в Украине и в какую Украину они вернулисьСергей Корсунский
«Когда оккупация закончится, и Донбасс будет возвращаться в Украину, мы должны четко объяснить людям, которые проживают в ОРДЛО, что происходит в Украине и в какую Украину они вернулись. Для этого необходима «позитивная повестка дня». Мы должны доступно показать людям то, как власть видит создание рабочих мест, как будет восстановлена инфраструктура, как люди будут интегрироваться в новое общество, потому что оно новое», – считает Сергей Корсунский.
Россия заинтересована вернуть ОРДЛО в том виде, в котором они сейчас существуют – Тишкевич
2018 год не станет годом мира на Донбассе, считает эксперт Украинского института будущего Игорь Тишкевич. Хотя Россия очень заинтересована вернуть оккупированную часть востока Украины. Другой вопрос, что оккупанты хотят сохранить ОРДЛО в том виде, в котором они сейчас существуют, говорит он. Украина пока не ответила себе на вопрос, каким и зачем ей нужен Донбасс.
Если сегодня Россия уйдет из Донбасса, то это будет самым сильным вызовом для существования украинского государства за последние 50 летИгорь Тишкевич
«Если сегодня Россия уйдет из Донбасса и скажет: «забирайте», то это будет самым сильным вызовом для существования украинского государства за последние 50, а может и 100 лет. Потому что, не имея мыслей о том, какое место этот регион займет в Украине, в политике, экономике, не имея стратегии коммуницирования с жителями данного региона, мы будем провоцировать разрастание конфликта», – считает Игорь Тишкевич.
На Донбассе Россия ведет не «гибридную», а «грязную» войну – Капитоненко
То, что происходит на востоке Украины, – это не «гибридная», а «грязная» война, такой собственный термин приводит эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко. По его мнению, конфликт в затяжной фазе продлится не только в этом, но и в следующем году.
Насилие, терроризм, рост преступности, провоенные формирования, политическая роль лидеров боевиков – это элементы «грязной войны»Николай Капитоненко
«Конфликт на Донбассе в 2016 году перешел в категорию конфликтов с низким уровнем интенсивности. Но в такой форме, в форме «грязной войны», он и будет протекать. Детальней, то, что на востоке, – это насилие, терроризм, рост преступности, провоенные формирования, политическая роль лидеров боевиков – все это элементы «грязной войны», – заявил Николай Капитоненко.
Конфликт на Донбассе решился бы намного проще, если бы государство показало жителям ОРДЛО, что они нужны Украине, считает заместитель министра временно неподконтрольных территорий Георгий Тука. Самое простое – начать выплачивать пенсии даже жителям ОРДЛО, говорит он. Тем, что государство не заботится о переселенцах, оно также отталкивает от себя жителей неподконтрольной части Донбасса, считает Георгий Тука.
На дороги в этом году мы потратим 45 миллиардов, а на жилье для переселенцев – 36 миллионов. Это позор государствуГеоргий Тука
«Строительство социального жилья для переселенцев не происходит. На дороги в этом году мы потратим 45 миллиардов, а на жилье для переселенцев – 36 миллионов. Это несопоставимость цифры, это позор государству. Именно такие действия и формируют отношение к Украине на неконтролируемых территориях. «А зачем нам в Украину?», – спрашивают люди в ОРДЛО», – заявил Георгий Тука.
Миротворцы ООН, давление на Кремль со стороны США, наглядная эффективная стратегия Украины относительно интеграции Донбасса – лишь одновременно все эти факторы смогут вернуть ОРДЛО «в состав Украины», в этом сходятся большинство экспертов.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)