Луганск – город без депрессий?

Билборд в Луганске

Я ни от кого в Луганске уже больше года не слышал фразы: «У меня нет настроения»

(Друкуємо мовою оригіналу)

На вопрос, из чего слагается, условно говоря, «нормальная» жизнь, всяк отвечает по-своему. В некоторых случаях человек приходит к пониманию, что его предыдущая версия была неточной, и совершенствует определение. Как правило, такого рода уточнения знаменуются фразами, вроде: «Я понял, в жизни главное не…, а…»

С вопросом, что нужно человеку, чтобы долго оставаться «нормальным», примерно та же история. С той разницей, что ответ формирует наука. Интересно, что в науке по сей день не существует исчерпывающего ответа на этот вопрос. Не менее интересно и то, что наука мало внимания уделяет понятию индивидуального разброса в этой теме. Условно говоря, наука не учитывает тот момент, что Ване для душевного равновесия нужно только иметь 10 долларов (но каждый день) в кармане, а Пете непременно нужно поиграть на скрипке, иначе ему не только не обрести счастья и покоя, но даже не сохранить своего душевного здоровья.

Тем не менее, я все же попытаюсь указать примерные основные условия того, что человек будет довольно долго находиться в рамках психологической «нормы», не рискуя сначала легкой, а затем все время утяжеляющейся депрессией.

На первом месте находится ощущение безопасности. Есть сколько угодно субъектов, для которых это условие не обязательно, и даже напротив, – в безопасности они начинают скучать и томиться. Им нужен «адреналин» каждый день, и побольше. Причем желательно реальный, а не тот игрушечный, приток которого обеспечивают разные Диснейленды.

Безопасно ли сейчас в Луганске?

Сравнивая с прошлым летом – конечно. Просто гулять по улицам, зная, что в тебя не попадет осколок снаряда – это очень и очень много. Есть ли люди, которым этого недостаточно для счастья? Сколько угодно.

Многие вещи остались в «прошлой жизни». Например, Луганское областное радио, которое радовало своими передачами примерно до мая 2014 года, после передавало только сообщения о воздушной тревоге и наконец, умолкло навсегда.

Но перед тем, как окончательно исчезнуть, оно, в частности, порадовало меня передачей о том, как бороться с депрессией. Включив его как-то в мае прошлого голоса, я услышал очень знакомый заунывный, мерный голос. Голос принадлежал психологу И. А. На выработанной усыпляющей интонации она рассказывала, как делать дыхательные упражнения, которые помогут обрести счастье и покой.

После, как я уже заметил, из города исчезло радио, сама И. А. и большинство людей, которые могли бы достичь счастья и покоя с помощью этих дыхательных упражнений.

На втором по значимости месте в деле поддержания нормального душевного состояния находится возможность утолить голод и жажду. Так, во всяком случае, утверждает современная психология. Еды сейчас в Луганске навалом. Купить ее могут не все, но пенсионеры могут во всяком случае. А все остальные, теоретически, могут заработать на нее. Теоретически.

Третье место в обеспечении душевного здоровья принадлежит общению. Потребность в общении у каждого своя. Некоторым необходимо каждый день выступать для большой аудитории слушателей. Другим вполне достаточно побеседовать с собственной кошкой.

В Луганске есть условия и для тех, и для других. Доступ к миллионам зрителей и слушателей обеспечивается наличием интернета. Держать кошку тоже можно. Для промежуточных вариантов есть мобильная связь.

Наконец, для того, чтобы просто иметь доступ к ощущению радости жизни, человек должен быть телесно здоров. Количество людей, чье здоровье довольно удовлетворительно, сейчас в Луганске велико в абсолютном и в относительном смысле, потому что множество людей с большими проблемами здоровья давным-давно уехали, опасаясь что не смогут получить необходимой медицинской помощи. Но зато приехало довольно много людей, в чьем здоровье не нашла бы никаких изъянов самая придирчивая медкомиссия. Например, наблюдатели ОБСЕ, чьи появления на улицах города заставляют учащенно стучать сердца некоторых молодых луганчанок.

По всем признакам получается, что Луганск должен быть наводнен гражданами весьма далекими от депрессии.

По сути, так оно и есть.

Если подумать, я ни от кого в Луганске уже больше года не слышал даже фразы: «У меня нет настроения».

Видимо, такая категория, как «настроение» (которое нужно замечать, считаться с ним, поднимать, культивировать и нянчиться), удалилась в том же направлении, что психолог И. А. и областное радио.

Тем не менее, существует большой спрос на психиатров и психотерапевтов, и те, кто, в отличие от И. А., никуда не уехал, завалены работой.

Очевидно, все дело в двух факторах еще не упомянутых, которые мешают человеку поддерживать свое душевное здоровье. Первый из них – не вполне изжитые душевные травмы, второй – страх перед будущим, присущий тем людям, которые еще не научились о будущем просто не думать.

Таких не очень много. В своем большинстве луганчане привыкли придерживаться правила ничего не планировать дальше сегодняшнего дня. Со стороны кажется, что это нелегко. Как жить, не планируя? Тем не менее, так жить можно, и многие так живут. Причем, освоив это правило, даже удивляются, почему не додумались до него раньше.

В любой научной классификации человеческих мотивов и потребностей содержится значительно больше пунктов, чем я упомянул в этом тексте. В зависимости от конкретной классификации вы найдете потребность в самовыражении, в любви, в свободе, в удовлетворении честолюбия, в личностном росте…

Но, как вы заметили, я не ставил перед собой цель отследить, до какой степени в Луганске сегодня можно предаваться личностному росту (хотя, надо сказать, многие предаются). Я всего лишь решил выяснить, насколько возможно сохранить обычное душевное здоровье. Как видите, шансов на это немало.

Местами даже можно находиться в беспрерывной эйфории.

У некоторых так и происходит. Тем более, причин для этого более, чем достаточно, а именно:

Нет обстрелов, на рынке есть еда, в кармане иногда водится десять не долларов, ну, хоть рублей, есть пачка сигарет, опять нет обстрелов, есть интернет, по улице прошел здоровенный африканец – наблюдатель ОБСЕ….

И вот уже эйфория накрывает человека с макушкой, как теплая волна Черного моря.

И в Крым ехать не надо.

Петр Иванов, психолог, город Луганск

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода

Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org