(Друкуємо мовою оригіналу)
Летом 2014-го, мне довелось общаться с огромным количеством людей, которые поддерживали «ДНР». Тогда все эти процессы только ещё «нащупывали» себя в умах людей, и можно было открыто спорить о том, в каком же направлении следует двигаться нашему краю и какое будущее его ждёт.
Теперь, год спустя, большинство из вчерашних сепаратистов стали «ополченцами», утратившими напрочь саму возможность мыслить критично и вести о чём-либо речь. Многих из них уже нет в живых. Но сегодня я хотел бы привести ниже диалог с человеком, который за весь год так и не взял в руки оружие, хотя, как и прежде, всё ещё открыто поддерживает «ДНР».
Наверное, его можно было бы назвать тем, кто в какой-то мере финансирует терроризм, так как сам он не раз помогал «ополчению» деньгами, будучи вполне солидным бизнесменом. Но, в отличие от нашей прошлой беседы, в этот раз он сам начал разговор, причём с совершенно неожиданного для меня вопроса. Ниже хотел бы привести вам беседу, которая состоялась между нами буквально на днях, и искренне верю, что такие диалоги, во-первых, куда более отражают реальное положение в умах людей, чем любая статистика любых министерств, а во-вторых – несмотря на всю неприятность и натянутость беседы, мы все же пытались нащупать тот мост понимания, который «прокладывают» обе стороны больше года с помощью танков и «Градов».
– Ну, вот скажи мне: когда всё это закончится? Сколько ещё будет вся эта чушь?
– Какая именно чушь?
– Ну, все эти «ДНР-ЛНР», «укропы», фашисты – сколько ещё будет вот так?
– Честно говоря, не ожидал от вас такое услышать. А когда вы голосовали на референдуме за независимость «ДНР», как вы себе это всё представляли?
– Да ты знаешь, я честно скажу – не знаю. Я себе это и тогда никак не представлял. Я тебе больше скажу – тут половина наших «Россия приди!» были уверены, что Россия таки придёт и нас, как Крым, заберёт. А я ещё тогда сразу говорил – очнитесь, никто вас никуда не возьмёт.
– Тогда я вообще не понимаю, зачем вы туда пошли.
– Я пошёл чисто со злости. Мой голос на референдуме – это был голос против Майдана, а не за «ДНР». Я думал, что мне предложат какую-то адекватную альтернативу всем этим «правым секторам», киевским «прыгунам», революциям, бандеровцам – а в итоге кругом пропуска и колючая проволока, никто ничего не отвоёвывает – что ваши, что наши – и я должен сдавать отчёты в налоговую каждый месяц, хотя раньше это делал раз в год. Ни паспортов, ни нормальных документов – тех же дипломов, продукты по московским ценам, и никто не чешется… Но не может же так быть вечно?
– Да, но, по-моему, вы один из последних, кого это должно волновать – ваш бизнес как был, так и есть, а завязки с Россией и «республиканский» дефицит вообще обеспечивают сверхприбыль.
– Но дело ж не только в деньгах. Мне обидно, что это болото, в которое превратилась «республика», по-моему, устраивает уже всех, кто его основал – Захарченко этот каждый день про фашистов чепуху несёт, но сам живёт в особняке, а его ребята «крышуют» весь бизнес. Пацаны там руки-ноги теряют, пока их обстреливают ВСУ – кстати, так же и ваши – а они вечерами в ресторанах сидят, а днём про «русский мир» мне рассказывают.
– То есть вы уже не против, чтобы сюда вошли ВСУ, и снова была украинская власть?
– Да против, конечно. Мне противны все те, кто на крови людей забрались на самый верх, сделали доллар по 23, обвалили экономику, а теперь меня же ещё собираются учить жить – Яценюк, Порошенко и иже с ними – все они как тот же Захарченко, только чуть презентабельней и костюмы у них подороже, пока наши всё ходят в крестах и тельняшках. Не получается у нас нормальных людей выбирать – ни с кровью, ни без, только у меня хотя бы хватает силы это признать, а в Киеве и дальше одни «перемоги». А если при этом ещё и по Донецку будут бродить люди в балаклавах, с факелами и портретами Бандеры – так лучше уж местные бомжи и их «русский мир».
– Слушайте, неужели вы всерьёз думаете, что здесь было бы так? Максимум, что произошло бы, – переименовали б пару улиц и снесли бы Ленина… Никто бы в Донецке не решился навязывать крайний национализм. Жили бы, как и раньше, только с пенсиями и дипломами, не распечатанными на принтере.
– Нет, говорю тебе – они нас просто ненавидят, и так было всегда, ещё задолго до войны. Вот даже ты – приехал бы ты сейчас в Киев, и на тебя б косо смотрели с такой пропиской, и всем было бы плевать, что ты здесь, по сути, живёшь в окружении одних врагов, но всё равно не согласен с их властью. Они ж всё кричат, что Донбасс – этот тот же Янукович, только растиражированный. Такая себе ксерокопия. «Спасибо жителям Донбасса…» и все дела. Так Донбасс – это всего 7 миллионов человек. А в Украине – сорок шесть. Как же мы могли его выбрать? Они что, считать не умеют? Кстати, я за этого дебила вообще не голосовал, но это ладно. Вы либо признайте, что всё было сфальсифицировано, и тогда мы здесь вообще ни при чём, хоть бы и проголосовали за него все разом, – либо признайте, что за Януковича голосовала и Одесса, и Крым, и Харьков, и в Днепре, да даже в том же Киеве. А ненавидеть решили только нас.
– Ну, хорошо. Но я всё равно не могу понять: если вы не согласны с Майданом и революцией и считаете, что нынешняя власть цинично и незаконно пришла к кормушке на крови людей – то зачем же поддерживать то же самое здесь, но только перевёрнутое вверх ногами: другие флаги, лозунги, цели, идеи, но власть «ДНР» – однозначно нелегитимна и была взята военным путём?
– Вот видишь – даже мы с тобой не можем договориться. Так это мы ещё не плюём друг в друга и не режем друг другу горло. Вот поэтому и нельзя было по-другому. И в этом, наверное, и есть какой-то ответ. То, что там этот Стрелков в Славянске сделал… – да, это незаконно. Но для меня и Майдан незаконен. Так скажи это в Киеве – они начинают смеяться, даже слушать не станут. Мол, у нас тут «Небесная сотня», о чём вообще можно говорить, люди гибли за идею, и пошло-поехало. – Так у нас тут уже небесная тысяча. И что? Неужели, чем больше трупов, тем я правее? В общем, не знаю: нужно что-то принципиально другое, новая мысль – без «Градов», взаимных упрёков и обвинений…
Джерри Томс, безработный, город Макеевка
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org