Нельзя жаловаться. Как налаживается жизнь в «ДНР»

Разрушенный дом недалеко от Донецкого аэропорта. 1 марта 2015 года

Раньше у нас стояли палатки для пожертвований «ДНР», и в картонной коробке лежали купюры от 1 до 50 гривень, а теперь в трамвае поют под гитару песни о том, что «хунта должна ответить за разрушенный Донбасс»

(Друкуємо мовою оригіналу)

На базаре после установления семи пропускных пунктов цены поднялись.

– Где справка от санстанции на свинину?

– Так… ее на базаре дают, и все там же проверяют, – оторопел хозяин.

– Не положено без справки.

Даешь «на лапу» и едешь дальше с благодарностью к воинам, и с новой ценой.

Есть и другой вариант: платишь посреднику по 300 гривень за тушу, и те провезут все через блокпосты прямо на базар.

Лапа, дающая «добро» может быть как с трезубом так и с орлом.

В муниципальном автобусе (пока проезд 1,5 гривни) оштрафовали молодую пару за неуплату багажа – они везли 50-ти литровый бойлер, который никому не мешал в полупустом автобусе. Парень достал свой паспорт в днр-овской обложке и какое-то удостоверение и протянул женщине-контролеру. Была заполнена квитанция. «Заяц» в ней расписался и получил ее на память. Пассажиры никакого варианта солидарности не проявили.

С остановки я зашел в «Брусничку». Очередь только к двум работающим кассам была на весь магазин. Такое впечатление, что люди просто пришли постоять в очереди. И опять – тишина.

А разве можно жаловаться, а тем более требовать?

У оставшихся в Донецке, тех, кто еще не пострадал и продолжает вести «диванную» войну у зомбоящика, пошатнулись понятия: «свои» или «наши». Жители устали от «баханий» во всех районах города. Кто-то уезжает на ночь из тех мест, где сильно стреляют, и днем возвращается. Кто-то переехал к знакомым.

Мой товарищ утверждает, что трагедия под Волновахой – из-за растяжек, которые не заметил водитель. Да, он голосовал за Захарченко, очень хочет мира и готов восстанавливать Донбасс. Крупы, которые мой знакомый получает от Рината Ахметова, скопилось уже более 20 кг, но поделиться с кем-то он еще не догадался, а о своем двоюродном брате, который живет один и не получает пенсию, как-то тоже не подумал. А вообще он очень рад, что получил с женой пенсию от «Хунты» за полгода, да еще и денежное пособие от ДНР по 1тысяче гривень каждому.

Удивляет ли что еще? Если знаешь диагноз – то нет, но больных очень много.

Как сказал мой сосед, нашедший выход, уехав в Израиль:

– Муха всегда найдет дармовое …, а пчела будет трудиться и есть мед, оставляя большую часть его для потомства.

Хоть разбей себе голову, но есть все это. Даже сейчас люди сильно не поменялись.

Соседка:

– Война идет, а он дом строит, чтоб у него все сгорело!

Начинаешь осознавать неправоту своих мыслей и суждений о людях.

А у нас как всегда хорошо слышно радио Шансон и телеканалы «ДНР» и России, и жители все с большей «любовью» отзываются о «Киевской хунте».

*****

Прошел долгий месяц, и вот как мы встретили День защитника Отечества.

В ДНР выходной день. Это впервые: наконец-то уважили и мужчин.

В городе праздник состоялся с концертами и даже с фейерверками (только бестолковые и несознательные перепутали салют с обстрелом).

На работу я приехал по своей инициативе. Предприятие не работает. Из почти 9 тысяч трудящихся отмечаются не более 150 человек – это дежурный персонал и охрана.

Серьезных повреждений после минометных обстрелов нет, но нет сырья, и поэтому работает только ТЭЦ, отапливающая часть района города. Сейчас тихо, и народ хочет выжить, не отказываясь от старых традиций. Женская половина (всего трое) пригласили в обед на чай с эклерами. Особых пожеланий не было, просто поздравили с праздником мужчин. Наши женщины возмущались, что в Украине этот праздник запрещен и даже наказывают, если кто-то поздравляет.

После обеда поехал домой. На «Золотом кольце» автобус остановился – перед нами промчался танк с двумя бойцами на броне. Один из них лихо раскачивался, как казак с саблей наголо. Только вместо сабли он держал пистолет и игриво целился в наш автобус. Не все это заметили, только на некоторых лицах пассажиров появился страх и растерянность. Никто не обмолвился, но наверняка подумал: «Слава Богу, пронесло».

*****

Народ хочет выжить при любой власти, и главное сейчас – достать продукты. Сахар – 22 гривни, гречка и рис за 25, сало за 70 и так далее. С молочкой сложно. Знакомый возит с Новоселовки свою продукцию: молоко, сметана, творог. У него 14 февраля родился сын. Нарекли его Мирославом. Вот только отцу приходится прорываться в Донецк через Курахово, и не всегда это получается – как-то через раз.

– Нечего их кормить! Езжай назад, – говорят нацгвардейцы.

И действительно: ему б дома сидеть с ребенком и женой, а он уже более 6 лет кормит Донецк и не может никак угомониться.

– На продуктовых базах прекращается подвоз продуктов с Украины, а с России не везут, так как мы непризнанная территория, – так говорят продавцы и потом добавляют: – Ничего, как-то выживем.

Цены бьют не только по кошелькам, но и по мозгам – понимаешь, что завтра не будет дешевле, а купить рука не поднимается. Раньше у нас стояли палатки для пожертвования «ДНР», и в картонной коробке лежали купюры от 1 до 50 гривень, а теперь в трамвае поют под гитару песни о том, что «хунта должна ответить за разрушенный Донбасс». Услышав такие слова, некоторые пожилые пассажиры решительно достают гривни и ожидают, когда к ним подойдет бедный музыкант.

Есть у обывателей и радость, что «там» газ и электроэнергия дорожает в три раза, а «тут» Медведев бесплатно газовую гуманитарку поставляет. Да и Европа пенсию для защитников Отечества требует в 65 лет. Еще Владимир, наш молочный поставщик, сказал, что вчера представители «ДНР» ездили в Новоселовку и требовали убраться оттуда «укров», а иначе… Вот, кто думает о своих гражданах!

Придет «Новороссия», и там будет так же, как и в Донецке? Слава впереди нас бежит…

Виктор Елфимов, инженер, город Донецк

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода


Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org