Из Донецка в Артемовск. Четыре дня на свободе

Бойовик угруповання «ДНР» на блокпосту недалеко від Донецького аеропорту. Вересень 2014 року. Ілюстраційне фото

Жители оккупированных городов прячут от боевиков свои автомобили на освобожденной территории

(Друкуємо мовою оригіналу)

Когда несколько месяцев подряд живешь в оккупированном Донецке, нервы перестают выдерживать, и нужно хоть на короткое время выбраться «на свободу» (так здесь называют любую территорию Украины, не оккупированную террористами). Так, после Нового года я отправился в Артемовск, который, как известно, был освобожден в июле сразу после освобождения Славянска.

От Донецка до Артемовска около 100 километров, на которые теперь приходятся 12 блокпостов! Из них 7 «деенеровских» и 5 украинских. После прохождения последнего сепаратистского блока подъезжаешь к украинскому, видишь флаги Украины и сердце начинает биться чаще. Ты понимаешь, что хотя бы на некоторое время выбрался из этого ада и попал в свою страну в полном смысле этого слова.

Проверяют на разных блоках по-разному. На одних боец входит в автобус, смотрит на сидящих в салоне, желает счастливого пути и разрешает ехать дальше. На других проверяют паспорта. Наконец, перед самым въездом в Артемовск мужчин просят выйти, проверяют паспорта, задают вопросы о цели поездки. Одного парня поверхностно ощупали, но в итоге всех пропустили.

О городе можно сказать одно – он живет полноценной жизнью во всех смыслах этого слова.

В Артемовске действует законно избранная горожанами власть, а в Донецке – вооруженные самозванцы.

В Артемовске люди спокойно получают заработанные пенсии и положенные по закону социальные выплаты, а в Донецке – в лучшем случае гуманитарную помощь от Ахметова, простояв в огромных очередях, и подачки от «ДНР».

В Артемовске в рабочем режиме функционируют банки и банкоматы, люди имеют доступ ко всем финансовым услугам, а в Донецке так называемый «банк» один, и служит лишь для оплаты коммунальных услуг (причем только наличными!) и выдачи подачек.

Оплатить коммунальные услуги и любые другие платежи в Артемовске можно щелчком мыши через интернет-банкинг, а в Донецке – только средневековые наличные платежи после часов в очередях. Чтобы снять наличные с банковской карты в Артемовске достаточно подойти к ближайшему банкомату. В Донецке для этого нужно или ехать в ближайший освобожденный город (потери на дорогу), или платить 10% барыге-посреднику, который оказывает такие услуги.

В Артемовске работают службы доставки грузов и товаров, люди имеют возможность заказывать товары в интернет-магазинах и получать их, а в Донецке работает только «почта ДНР». Никакой возможности пользоваться услугами интернет-магазинов нет.

В Артемовске многие имеют возможность работать «в белую», с сохранением официального трудового стажа и пенсионных отчислений, в Донецке такую возможность имеют только те, кто трудится на предприятиях, перерегистрированных на территории Украины. Подавляющее большинство имеющих работу трудятся «в черную», ведь налоги в «бюджет республики» – это просто отжим денег бандитами, никакой пенсионный стаж этим людям не идет.

В Артемовске ученики школ и студенты учатся легально и получат легальные документы об образовании. В Донецке и школьники, и студенты, получат самиздатовскую «липу» от липовой «республики».

В Артемовске люди вновь могут спокойно передвигаться на личном автотранспорте, не опасаясь, что его «отожмут». Более того, количество транспорта здесь даже больше, чем «до войны», так как кроме самих жителей Артемовска, свой транспорт здесь прячут от боевиков также жители близлежащих оккупированных городов, в основном, Горловки. В Донецке же информация об отжиме транспорта у населения вооруженными боевиками поступает практически каждый день.

В Артемовске, кстати, на всех автозаправках, где до войны продавался сжиженный газ, он снова продается. В Донецке газ продается лишь на нескольких заправках, причем весь он сейчас контрабандный.

Из Артемовска можно добраться в Харьков на пассажирском поезде. Из Донецка железнодорожные перевозки возможны лишь в Иловайском направлении на электричке. Пассажирские поезда из Донецка не ходят.

В Артемовске можно спокойно разговаривать как на русском, так и на украинском языках – никого этим не удивишь. Если же вы будете разговаривать по-украински в «деенеровском» Донецке, это как минимум вызовет подозрение и нездоровый интерес со стороны боевиков. Можно на какое-то время попасть «на яму».

За время пребывания в городе мне удалось пообщаться с несколькими его жителями самых разных возрастов. Большинство из них признаются, что в целом довольны тем, что город был освобожден от сепаратистов, и чувствуют себя сейчас в большей безопасности, чем в апреле-июле.

Правда, практически все нарекают на несоблюдение военными в городе правил дорожного движения, следствием чего являются частые аварии. Вот и 5 января состоялось ужасное ДТП с трагическими последствиями – 12 погибших нацгвардейцев, а также раненые. Однако на этом претензии к украинским военным практически исчерпываются.

Довольны и молодые люди, которые осознают, что у них ничего не «отожмут», которые могут вести бизнес, работать «в белую». Довольны и пенсионеры, получающие выплаты в срок и видящие своими глазами то положение, в которое попали их знакомые на оккупированных территориях.

Это были четыре дня, которые снова зарядили меня оптимизмом и осознанием того, что все у нас получится, и Донецк будет в Украине. Чего стоят улыбки на лицах горожан в праздники!

Для здорового эмоционального состояния важно выезжать на свободу хотя бы на несколько дней хотя бы иногда. Без этого совсем тяжело. Но так или иначе, в Донецк все же нужно было возвращаться...

Виктор Аланов, соцработник, город Донецк

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода


Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org