Последний рейс из Донецкого аэропорта

Украинский вертолёт Ми-24 во время операции по освобождению Донецкого аэропорта. 26 мая 2014 года

Первый бой за «воздушные ворота» Донбасса: страх войны и надежда на освобождение

(Друкуємо мовою оригіналу)

Сегодня все знают о «киборгах» и ожесточенных боях за Донецкий аэропорт. В этом письме я расскажу о первом бое за этот объект, произошедшем 26 мая.

Обычное утро понедельника, люди едут на работу. Днем раньше по всей стране были выборы президента Украины, но наши города захвачены террористами, которые лишили людей возможности избирать президента.

Сейчас мало кто знает, но утром 26 мая аэропорт еще принимал и отправлял гражданские рейсы! Едем на работу как раз мимо аэропорта. С нами в транспорте едет парень, высаживается там. Он идет от остановки в аэропорт на работу, еще не зная, что сегодня его последний рабочий день...

Приезжаем на работу в офис, из окна которого виднеется захваченное здание облгосадминистрации. Сидим, работаем, и вдруг слышим звуки низколетящих самолетов.

По тем временам это было для Донецка необычно: активная фаза АТО проводилась только около Славянска и Краматорска, в Донецке же все было в диковинку. Собственно, тогда мы еще даже не знали, что случилось, но «залезли» в интернет – и все стало ясно. Банды «ДНР» (в основном «Восток») решили захватить аэропорт.

Собственно, новый терминал они и захватили в тот день.

Пророссийские боевики после захвата Донецкого аэропорта. 26 мая 2014 года

А за день-два до этого грузовики с боевиками проезжали парадом по улице Артема. В грузовиках находились боевики с ярко выраженной кавказской наружностью. Часть из них открыто на камеру призналась, что они – «кадыровцы», и приехали «защищать Российскую Федерацию». Сумасшедшие бабушки крестили в воздухе этих мусульман, приехавших «защищать православие и русский мир», и не имевших ничего общего с Донбассом...

Грузовик с вооруженными пророссийскими боевиками в Донецке. 26 мая 2014 года

Но в тот день украинским солдатам, охранявшим старое здание аэропорта, наконец-то, поступает недвусмысленный приказ атаковать нападавших боевиков. И атака началась, причем с применением боевых самолетов и вертолетов.

За событиями наблюдаем в онлайн-трансляции в интернете, где в текстовом режиме строки меняют друг друга. Аэропорт из окна не виден, зато видны самолеты, заходящие на разворот в районе ОГА. Впервые «вживую» видим тепловые ловушки, выбрасываемые из самолетов и вертолетов в качестве ложных целей для ПЗРК боевиков.

Народ в учреждении суетится. Тогда это было страшно – все-таки, первый крупный бой в Донецке. Сейчас бы на такое мало кто обратил внимание.

Друг с другом переговариваемся, что из всего это будет. «Скорее бы Донецк уже зачистили от сепаратистов, – говорит моя коллега. Естественно, соглашаюсь с ней.

Это был день первого страха войны и день первой настоящей надежды на освобождение. Многие были готовы «посидеть в подвале, сколько нужно», лишь бы только украинские силовики восстановили правопорядок на наших улицах. Были, конечно, и симпатики «ДНР», но они тогда оказались в нашем учреждении в меньшинстве и сбились в свою кучку для общения. Многие работники опасались, как бы им безопаснее добраться с работы домой.

В тот день аэропорт получил первые значительные разрушения. Однако и боевики понесли большие потери в живой силе. Озвучивались разные данные, от 32 до 400 погибших боевиков. Думаю, реальное количество близко к сотне. При этом ни один украинский солдат не погиб, что было большим счастьем для нас и, наверное, предметом гордости для них. К слову, в тот день с вертолета прямым попаданием ракеты был уничтожен блокпост террористов в Песках.

Повторюсь, тогда появилась реальная надежда на то, что сегодня, наконец-то, город зачистят от боевиков. Очень хотелось в это верить, тем более, что потери сепаратистов, как я уже сказал, были большие, а по информации, которая до нас доходила, украинский десант начинал уже «работать» не только в аэропорту.

Еще раз выглядываем в окно на здание облгосадминистрации и надеемся, что скоро всех террористов оттуда выведут, а над зданием снова поднимается государственный флаг Украины.

Тем временем, рабочий день подходил к концу, нужно было собираться домой, а боевые вертолеты все еще летали над городом. Заезжаю за женой – она работала близко к аэропорту, в Киевском районе Донецка. Подхожу к проходной и вдруг вижу, как один красавец-вертолет вылетает прямо над крышей здания, как будто он стоял на ней и вдруг полетел. Летел очень низко, едва не зацепив крышу. Мысленно желаю удачи парням в вертолете, дожидаюсь супругу, и мы отправляемся домой.

Увы, несмотря на то, что операция по освобождению аэропорта оказалась успешной, нашим надеждам на освобождение города не суждено было сбыться.

Это было очень странно – в городе тогда еще было не так много террористов, основное их количество воевало в Славянске. Вечером, кстати, Денис Пушилин со своими охранниками спешно покинул здание облгосадминистрации. Почему в последние майские дни не был освобожден Донецк – для нас загадка. Тогда еще перевес в живой силе и технике был на стороне украинских военных, и город можно было взять относительно легко.

А террористы после того боя отправляли знаменитый самый первый конвой с «грузом-200» в Россию, откуда прибыли на нашу землю иностранные вооруженные боевики. Тот конвой был только началом последовавшего за ним потока трупов обманутых пропагандой или позарившихся на деньги погибших боевиков…

Отправка к местам захоронения тел боевиков «ДНР» погибших в ходе штурма Донецкого аэропорта. 29 мая 2014 года

Именно с 26 мая Дончане стали привыкать к постоянным перестрелкам в городе, которые время от времени слышны до сих пор.

Виктор Аланов, соцработник, город Донецк

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода


Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org