(Друкуємо мовою оригіналу)
1991 году больше 80% украинцев проголосовали за новую историю своей страны – независимое Украинское государство. В Донецкой и Луганской областях 83% жителей поддержали независимость Украины. Подводим итоги 27-летней независимости Украины для Донбасса. Чему радоваться жителям региона? И почему Донбассу лучше с молодой, но перспективной Украиной? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили директор развития Приазовья Константин Батозский, редактор информационных продуктов движения «Сильні громади» Павел Островский. Также провели перекличку по городам Донбасса – узнали, как воспринимают эту дату на местах и какие перспективы видят для своих городов в независимой Украине.
– Нормально ли, с вашей точки зрения, что старшое поколение ностальгирует по Советскому Союзу? Или это что-то специфическое для Украины, для Донбасса?
Константин Батозский: Это совершенно нормально. Люди ностальгируют. Когда в мире голосуют за радикальные ультраправые партии, они все апеллируют к славному прошлому, никто из них не говорит о будущем. Мы ничем не отличаемся, просто у нас это усугубляется тем, что раньше был мир, а сейчас его нет.
– Как говорит социолог Ирина Бекешкина, не трогать советских людей и дать им дожить в Советском Союзе. Можно с ней согласиться?
Константин Батозский: Мне кажется, мы не пережили в Украине эту постсоветскую травму, а пережили ее вместе с войной сейчас, когда у нас убивали под лозунги «Назад в СССР». Ни один здравомыслящий человек, который это видел, никогда добрым словом Советский Союз не вспомнит. Другие страны переживали эту десоветизацию более плавно.
– Сейчас часто и на Донбассе многие люди не считают День Независимости Украины какой-то значительной датой. Кроме того, что это выходной, люди не понимают, что праздновать. Что бы вы сказали на подобные тезисы?
Донбасс был одним из катализаторов украинской независимости и распада Советского СоюзаКонстантин Батозский
Константин Батозский: Я бы посоветовал этим людям вспомнить историю и о том, что Донбасс был одним из катализаторов украинской независимости и распада Советского Союза. Это случилось в конце 1980 годов, когда по Советскому Союзу прокатилась волна шахтерских забастовок, которая началась в России, а затем захлестнула Донбасс.
Я хорошо помню, как центр города был оккупирован, по сути, шахтерами, которые стучали касками. Та волна воли к независимости была искренняя, низовая, и за нее люди готовы были голосовать. И Донбасс проголосовал за независимость.
– Много говорилось о том, что голосовали больше за иллюзию, чем за независимость. Голосовали за миф, а не за украинскую национальную идею на Донбассе на то время?
Константин Батозский: Тогда не было сформулирована украинская национальная идея. Донбасс тогда был диким западом Советского Союза и собрал в себя очень разных людей. Но Донбасс, особенно северная часть области – это исторические козацкие земли, там живут украиноговорящие люди, соблюдают украинские традиции.
Тогда голосовали за улучшение жизни, но демократия состоит в том, что люди несут ответственность за свои поступкиКонстантин Батозский
Тогда голосовали за улучшение жизни, всем казалось, что независимость даст шанс экономическому процветанию. Но это опасная иллюзия. Демократия состоит в том, что люди несут ответственность за свои поступки. И это крайне важный навык, которому нам нужно учиться. Пока люди воспринимают политику понарошку, ничего не происходит. Они выбирают тех же политиков, которые раздают им одни и те же обещания и ничего в итоге не получается.
– Марина, что для вас значит этот праздник? Ощущаете ли его как праздник и почему?
Марина Гущина, активистка, глава общественной организации «Культурна фортеця», Счастье: Для меня это первое празднование с парадом и это важно – понять, что у нас есть армия, которая меня защитила в 2014 году и защищает по сегодня.
Для меня этот праздник все больше становится личным праздником независимости, что я имею много прав и могу ими воспользоваться, и моя страна дает эту возможность.
Меня радует молодое поколение, к нам приезжает много культурных деятелей, и благодаря им молодежь меняет свои взгляды, начинает говорить, что они украинцы и что хотят жить в Украине, менять эту страну.
– Какие в Счастье настроения к 24 августа превалируют?
Марина Гущина: По большей части люди не считают это праздником, но тех, которые считают, становится больше. Радует, что это мнение меняется у молодого поколения.
– Константин, если вспомнить 1991 год, голосование, жители Луганской и Донецкой областей в большинстве высказались за независимость. В последующие годы оказалось, что люди не совсем понимали, что такое независимость. За что голосовали в других регионах Украины?
Константин Батозский: Есть социология, что большинство украинцев проголосовали бы снова на референдуме, если бы он состоялся сегодня, и это количество равномерно распределено по стране.
Разницы по регионам никакой не было, люди хотели чего-то лучшего, потому что понимали, что советская модель зашла в тупикКонстантин Батозский
Мне кажется, регионы, где раньше существовали очаги за Украинскую державу, поддержка независимости была сильнее – это Западная Украина. Но и Центральная Украина, которая несла в себе культурный код, это аграрные районы, люди, которые сохранили культуру, сберегли память о страшнейшей трагедии, которая была катализатором борьбы за независимость, Голодомор. Я думаю, что разницы никакой не было, люди хотели чего-то лучшего, потому что понимали, что советская модель зашла в тупик.
– Еще один месседж, который постоянно слышно в городах Донбасса. Если говорить о независимости Украины, люди вспоминают закрытие шахт, деиндустриализацию, переход этих предприятий в частные руки, олигархизацию. Сомнительные достижения. Какие есть достижения независимости для региона?
Константин Батозский: Эта ностальгия по Советскому Союзу свойственна не всему населению. Мы находимся в заложниках культурного поля России, которая эту ностальгию взращивает, насаждает. Для России идентификация с Советским Союзом – крайне важный элемент их государственности. Что они построили у себя якобы тот же Советский Союз, но с человеческим лицом, радостями буржуазной жизни.
Нам в этом плане тяжело, потому что итог Советского Союза для Донбасса был очень закономерный. Плановая экономика, которая не успевала за развитием технологий по всему миру, оказалась невостребованной, продукция донецких предприятий оказалась неконкурентной. И когда российская пропаганда уверяет, что мы восстановим экономические связи и все вместе заживем, как раньше – это абсолютная чушь и обман.
Российский рынок в плане металлургии полностью самодостаточен, ему не нужен наш ассортимент продукции. У нас нет шансов выжить с РоссиейКонстантин Батозский
Все, что делала Россия в последние годы после распада Советского Союза – создавала у себя те отрасли, которых у них раньше не было, но были у нас. Российский рынок в плане металлургии полностью самодостаточен, ему не нужен тот ассортимент продукции, который производим мы. У нас нет шансов выжить с Россией.
Украинская альтернатива для Донбасса должна состоять не в том, чтобы тащить этот регион в прошлое, обещая реиндустриализацию. Нужно внедрять новые отрасли экономики, которые мы можем дать взамен этим старым индустриальным производствам.
– Александра, праздник ли для вас 24 августа?
Александра Теслюк, координатор культурно-образовательной программы в проекте «Будуємо Україну разом», Новопсков: Конечно, мы чувствуем это своим праздником. Приехав сюда со своим проектом, мы видим, насколько новопсковская громада активная. Мы очень рады, что пребываем здесь во время празднования.
– Расскажите об успехах вашей территориальной громады?
Александра Теслюк: Я – не жительница Новопскова, но могу описать впечатления от громады. Мы с проектом путешествуем по разным городам и селам Украины и видим преимущества именно территориальных объединенных громад. С помощью объединения у людей больше ресурсов, больше возможностей реализовать свои проекты. Люди видят, что им не нужно ждать, что кто-то к ним приедет и начнет что-то делать. Они сами пишут проекты, выигрывают гранты, зовут к себе в гости такие проекты, как мы. И меняют свое пространство в лучшую сторону.
– Павел, подводим итоги независимости для Донбасса. Как бы вы объяснили жителям Донбасса, которые не считают эту дату праздником, не связывают себя с ней культурно, эмоционально? Почему это праздник?
Павел Островский: Это – день, когда люди начали жить в новой стране, они за нее голосовали, за новую историю Украины. 82% жителей Донецкой области в 1991 году поддержали независимость Украины. Сейчас люди тоже в Донецкой области поддержали.
Люди понимают, что Украина – это возможность дышать свободноПавел Островский
Люди понимают, что Украина – это возможность дышать свободно. С 2014 года в свободных городах Донецкой области процесс ускорился, все больше людей вовлекается в то, чтобы тянуть канат на себя.
– Чего добились люди по громадам в подконтрольных Украине городах Донбасса?
Павел Островский: Я приведу пример своего родного города Дружковки. Там два раза были митинги за то, чтобы была круглосуточная подача воды. Люди организовались, пришли и смогли этого добиться. Так же это касается тарифов на квартплату. Когда там в 2013 году повысили тарифы в два раза, на качество услуг это абсолютно не повлияло. Тогда люди тоже выходили на протесты, все закончилось тем, что решение было отменено. Со старым тарифом жили до 2017 года, а потом были объективные причины повышения.
– Павел, в чем вы, как молодой человек, видите перспективу Украины и себя в Украине?
Павел Островский: Украина – это наш дом и его нельзя бросать. Нужно ездить по миру, нужно узнавать, рассказывать об Украине. Нам нужно открываться миру, наращивать связи с Европой. Почему украинские студенты, молодежь активно поддерживала Майдан, для них это было очевидно, это был выбор между тем, когда он есть и его нет.
Ни в одной стране, куда пришла Россия, пришел «русский мир», лучше после этого не стало, исключений нетПавел Островский
Ни в одной стране, куда пришла Россия, пришел «русский мир», лучше после этого не стало, исключений нет. Украина – это европейская страна, и весь ее исторический путь это показывает.
Мы должны строить здесь достойное государство, достойные условия для жизни, государство для человека, чтобы не было потребности, желания куда-то уезжать.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)