(Друкуємо мовою оригіналу)
Документальный фильм «Граница ожидания» украинского режиссера Станислава Цехмистренко 28 июля был награжден на Мадридском международном кинофестивале. Фильм об украинских пленных и пропавших без вести на территории аннексированного Крыма и оккупированной Россией части Донбасса получил награду в категории «лучший режиссер документального фильма на иностранном языке». По мнению самого режиссера, тема пропавших без вести мало освещается и решается неэффективно, а для международного сообщества – почти неизвестна.
– Это история двух семей, у которых родственники пропали без вести после начала конфликта с Россией. Об украденном активисте Евромайдана в Крыму перед аннексией, освобожденном в результате обмена. И двух братьях, которые пошли добровольцами воевать на Донбасс. Оба пропали без вести.
Две истории. Одна со счастливым концом, вторая пока никак не закончилась, мать ждет сыновей до сих пор
Две истории. Одна со счастливым концом, вторая, к сожалению, пока еще никак не закончилась, мать ждет сыновей до сих пор. Когда они проезжали в Луганской области, на блокпосту были украинцы, а когда возвращались, там были сепаратисты. Они попали в засаду.
Их маме предлагали очень много тел, но то не подходили по ДНК, то она их не узнавала, и она отказывалась. Там очень сложная ситуация.
– Почему вы решили поднять тему пропавших без вести?
Родственники пропавших без вести не знали, к кому обращаться. Их посылали из одной инстанции в другую
– Вопрос с пропавшими без вести на тот момент никак не решался. Не было ответственной инстанции, которая была бы уполномоченной вести поиски пропавших. Плюс, родственники пропавших без вести не знали к кому обращаться. Их посылали из одной инстанции в другую.
Мы знали об этой проблеме с коллегами, решили ее поднять и показать.
Премьера нашего фильма состоялась в конце сентября 2017 года, в январе этого года Верховная Рада приняла законопроект «О правовом статусе пропавших без вести». Он у них лежал около двух лет. А сейчас в июле законопроект приняли во втором чтении. Мы считаем, что там где-то есть и наша доля участия, потому что на нашей премьере были депутаты. Может быть пошел резонанс и они проголосовали.
– Расскажите о съемках фильма, с какими трудностями столкнулись?
– Самое сложное, конечно, – поиски героев. Многие отказывались, потому что они не знали, где находятся их родственники: они живы или в плену. Если они в плену, то если бы мы озвучили их фамилии, это могло бы навредить. Поэтому многие боялись.
Согласилось только две семьи, большое им за это спасибо. Будем надеяться, что этот фильм положительно повлияет на судьбу пропавших братьев.
– Какой была реакция на ваш фильм у жюри и публики на Мадридском кинофестивале?
Я общался с гостями, они думают, что у нас гражданская война внутри Украины
– Реакция на фильм была очень неожиданная. Там тема Украины, особенно о пропавших без вести, практически никем не затрагивается. Я общался с гостями, они думают, что у нас гражданская война внутри Украины. Мы в фильме показали, что это не гражданская война, а конфликт России с Украиной. Они были очень удивлены.
Также были наши коллеги, которые говорили, что отслеживают эту тему, они понимают, что происходит. Но мы мало кого там интересуем.
Подавляющее большинство всю информацию узнают из Russia Today, говорят, что им не интересно смотреть, например, BBC
Я считаю, что проблема в том, что у нас нет своего канала, который мог бы вещать на мир и показывать правду об Украине. Потому что подавляющее большинство всю информацию узнают из Russia Today (RT), говорят, что им не интересно смотреть, например, BBC. Потому что на Russia Today все показывается живее, четче и понятнее.
– Ваши следующие проекты тоже будут касаться Украины?
– Да. Пока у нас такая ситуация в стране, темы нужно поднимать. И, наверное, будем их показывать, искать какие-то интересные истории. Пока не могу озвучить, потому что конкретной готовой темы еще нет, но мы будем этим заниматься.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)