(Друкуємо мовою оригіналу)
Многие жители Донбасса (по обе стороны от линии разграничения), как рассказала в эфире Радио Донбасс.Реалии медиакритик, глава ОО «Детектор медиа» Наталья Лигачева, не верят украинским СМИ. Дело в цинизме самих людей или в информационной политике СМИ? Должны ли журналисты во время войны критиковать украинскую власть, чтобы добиться доверия жителей региона? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии рассказали основатель «Общественного ТВ Донбасса», руководитель Донецкого института информации Алексей Мацука и ведущий «UA:Українське радіо» и телеканала «Эспрессо», блогер Богдан Буткевич.
– Алексей, согласны ли с мнением, что недоверие жителей Донбасса к украинским СМИ – ключевая проблема?
Алексей Мацука: Вопрос не в том, что к украинским СМИ, а в том, что люди не верят СМИ в целом – это глобальный тренд.
Жители Донецка отсутствуют в повестке дня национальных СМИ. Вы не найдете информации о том, в каких условиях проживают людиАлексей Мацука
Жители Донецка, например, отсутствуют в повестке дня национальных СМИ. Вы не найдете информации о том, в каких условиях проживают люди, вы не найдете информации о переселенцах – это всего лишь 1% контента усилиями небольших редакций.
Основные каналы сконцентрированы на другой повестке дня, и часто она не соответствует запросам того, что происходит в обществе. Поэтому у людей возникает скептическое отношение к выпускам новостей, они не понимают, как они формируются.
– Богдан, как вы объясняете недоверие к украинским СМИ? И важно ли для вас, как для представителя всеукраинского СМИ, чтобы жители Донбасса верили украинским СМИ?
Богдан Буткевич: Проблема недоверия к украинским СМИ возникает потому, что Россия, начиная где-то с 2014 года, вложила бешеные деньги в пропаганду, которая должна была положить доверие к украинским СМИ.
Подход «ребята, давайте протянем руки друг другу и все будет хорошо» не сработает. Мы не может протянуть руку людям на Донбассе, потому что там – российские войска. Украинские журналисты не могут туда поехать.
Наша власть ничего не сделала на Донбассе для десепаратизации региона, не выбросила оттуда Партию регионов. Ринат Ахметов как был там главным человеком, так спокойно им и остается.
Сожженные дома, снайпер боевиков и бои в освобожденном Южном:
Если говорить о недоверии к украинским СМИ – есть огромное влияние российский социальных сетей, российских средств массовой дезинформации, потому что их нельзя называть средствами массовой информации.
Украина не транслирует на оккупированные территории свою повестку, конечно, там люди находятся в плену постоянной пропаганду.
– Проблема не только в том, что на Донбасс не поступает украинский сигнал. В последнем исследовании «Детектор медиа» рассказывает о конкретных причинах, почему жители Донбасса не верят СМИ. Они говорят, что российские СМИ врут и украинские СМИ врут. Если человек находится на Донбассе, пишут они, он слышит сообщения от штаба ООС, который иногда врет, из-за некоторых примеров появляется недоверие.
Когда твоя страна находится в состоянии войны, главное – делать то, что поможет ей победитьБогдан Буткевич
Богдан Буткевич: Я тоже доверяю не всем сводкам. Но нужно понимать, в чем разница между Донецкой областью и, например, Черкасской. Все кричат, что военные не говорят всей правды. Но там идет война, этого делать нельзя.
Насчет журналистов другая ситуация. Журналист должен приезжать и говорить правду. Но никогда не нужно забывать, что когда твоя страна находится во состоянии войны, главное – делать то, что поможет ей победить.
Июньская ночь на передовой под Горловкой (фоторепортаж):
Алексей Мацука: Журналистские стандарты включают в себя соблюдение требований национальной безопасности. Никто не говорит, что нужно приходить и заниматься шпионажем в рамках журналистики.
Никто не говорит, что нужно заниматься шпионажем в рамках журналистики. Нельзя допускать, чтобы в демократических странах, таких как Украина, существовала подобная логикаАлексей Мацука
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в демократических странах, таких как Украина, подобная логика существовала в каком-либо виде. Мы уже четвертый год проводим «Донбасс медиа форум», и мы весь этот период дискутируем с коллегами о том, какова роль медиа во время конфликта.
Журналистика предполагает стандарты, мы должны слышать и подавать голоса тех, кто нам не нравитсяАлексей Мацука
За четыре года есть логика, что стоит принять своеобразную «клятву Гиппократа в журналистике» – это норма, необходима для современного медиа, которое находится под давлением групп, течений, трендов. Она может заключаться в том, чтобы мы, как журналисты, не сделали еще хуже.
Согласно исследованию фокус-групп Кальмиусской группы, проведенному в апреле, люди называли, что одними из виновников войны в Украине являются СМИ, которые распространяли дезинформацию, позволяли высказывать оценочное суждение под видом новостей.
Журналистика предполагает стандарты, этические нормы, мы должны слышать и подавать голоса тех, кто нам не нравится.
– Вы говорите, что нужно подавать разные мнения. Есть ли в этом грань, чтобы не ретранслировать российскую пропаганду?
Алексей Мацука: В условиях, когда пострадали и погибли 10 тысяч человек, продолжается война, оккупация, задача современной журналистики – описывать то, что происходит в реальной жизни, а не в идеологическом пропагандистском дискурсе. Это – ответ журналистов на вызовы пропаганды, манипуляции.
– Богдан, по вашему мнению, в нынешних условиях журналист – не совсем журналист и должен иметь некую позицию?
Россия научилась использовать во время гибридной войны второе мнение для своего четкого информационного влиянияБогдан Буткевич
Богдан Буткевич: Абсолютно. На данном этапе Украина является уникальной страной, мы впервые столкнулись с такого формата гибридной войной.
Россия научилась использовать во время гибридной войны второе мнение для своего четкого информационного влияния. Самая простая манипуляция: мы слушаем другое мнение, вторую сторону, под видом которой нам подают вражескую пропаганду.
– Какая должна быть вторая точка зрения?
Богдан Буткевич: Если мы говорим о каких-либо событиях, которые касаются Украины, мнения могут быть какие угодно, но они не должны противоречить законодательству Украины и не ставить под сомнение государственную, территориальную и национальную целостность Украины. Как только это ставится под сомнение – это уже не второе мнение, а агрессивная пропаганда врага.
Я поддерживаю максимальный плюрализм во мнениях, но проблема в том, что Россия в эти игры не играетБогдан Буткевич
Я поддерживаю максимальный плюрализм во мнениях, но проблема в том, что Россия в эти игры не играет.
– В нынешних условиях, можно ли восстановить доверие, коммуникацию с людьми на Донбассе?
Алексей Мацука: Есть большая надежда на то, что происходит в рамках реформы децентрализации – разделение областей Украины на громады, и в каждой громаде будут формироваться собственные комьюнити-медиа. Это – медиа, которые придут на смену коммунальным, не будут прибыльными, будуть работать за ресурсы местного совета, местных
В Украине невозможно изменить большие СМИ. Но внутренний диалог в стране начнется с помощью комьюнити-медиаАлексей Мацука
сборов и освещать проблематику той или иной громады.
Нужно бросать максимум усилий на помощь этим формированиям – комьюнити-медиа. В Украине невозможно изменить большие СМИ, они всегда будут работать под чьей-то идеологией. Но я надеюсь, что внутренний диалог в стране начнется с помощью таких комьюнити-медиа.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)