(Друкуємо мовою оригіналу)
В феврале 2018 года исполнится четыре года с тех пор, как Россия начала агрессию против Украины – сначала в Крыму, затем и на Донбассе. Президенту России Владимиру Путину понадобился год, чтобы официально признать использование российской армии на полуострове, но не в Донбассе. Агрессия России мобилизовала Запад, в частности, Североатлантический альянс – в странах Восточной Европы разместили четыре батальона армий стран-членов НАТО, Россию официально признали угрозой и всерьез занялись киберзащитой. На страну наложили экономические санкции, а на десятки российских чиновников, которых считают ответственными за развязывание войны, – персональные санкции. Несмотря на это, Россия до сих пор поставляет нефть и газ в Европу, является членом международных организаций, а российские олигархи и многие чиновники держат деньги в западных банках.
Санкции Европейского союза, НАТО, ООН, Всемирного банка и отдельных стран начали накладывать на Россию с марта 2014 года. Их количество постепенно растет: так, в прошлом месяце стало известно о санкциях против российских компаний «Новатор» и «Титан-Баррикады». Они занимаются производством крылатых ракет, запрещенных Договором о контроле над вооружениями 1987 года.
В Кремле отвечают «антисанкциями» – отказываются от зарубежных товаров и говорят о поддержке российских производителей во всех сферах. Однако в реальности международная зависимость объективно растет, считает российский политолог Дмитрий Орешкин, это не зависит от желания правительств. Даже для добычи нефти и газа используются зарубежные технологии, а дальнейшее развитие страны должно быть связано с открытостью, что показывает даже пример коммунистического Китая, уверен политолог.
Cтрашнее всего для России было бы потерять такую вещь, как денежные переводы SWIFTДмитрий Орешкин
«Все эти разговоры про импортозамещение – это, в принципе, сказки для не очень умных людей, потому что все самое сложное покупается там, за валюту. Соответственно, и взаимодействие на уровне финансовых систем продолжается. И страшнее всего для России было бы потерять такую вещь, как денежные переводы SWIFT», – говорит Орешкин.
По его мнению, Путин рассчитывал, что «откусывание кусочка» Украины западные страны ему простят, как простили в Грузии. Однако расстановку сил и акцентов изменил сбитый «Боинг» «Малайзийских авиалиний» в 2014 году – ответственность России для всех на западе очевидна настолько, что про нее не удастся забыть, добаляет он.
«И поэтому же четыре года Запад Россию вежливо, но довольно жестко привечает. Со временем это, может быть, и сотрется, но блистательными отношения уже не станут, как минимум, до смены нынешних политических лидеров», – рассказывает Орешкин.
Запад больше не смотрит на войну на востоке в российском дискурсе – политолог
Роль, которую Украина играет на международной арене в связи с агрессией России, за прошедшие годы улучшилась, считает политический аналитики Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач. Если раньше Запад воспринимал войну в Украине через российский дискурс, считал конфликт на востоке «гражданской войной» и был готов относиться к России как к посреднику, то спустя четыре года отношение изменилось. Именно российская политика и действия Кремля стали причиной войны, говорит эксперт.
На Западе поняли, что невозможно решить проблему Донбасса только усилиями Украины, ее можно решить только решениями руководства РоссииВладимир Горбач
«Поэтому хотя про квазидоговоренности вроде «Минских» пока и говорят, пусть и риторически, но отношение к ним со стороны стран-участниц «нормандского формата», Германии и Франции, сильно изменилось. На Западе поняли, что невозможно решить проблему Донбасса только усилиями Украины, ее можно решить только решениями руководства России», – считает Горбач.
Путин пытался использовать сирийскую проблему для усиления позиций на переговорах с Западом, но, по мнению Горбача, ему это не удалось. Отношения Запада с Россией при нынешнем режиме в Кремле будут становиться только хуже, говорит аналитик.
Запад Россию воспринимает как соперника и как угрозу для своих национальных интересовВладимир Горбач
«Это означает, что Запад перестал воспринимать Россию как партнера и воспринимает ее как соперника и как угрозу для своих национальных интересов. В последней доктрине национальной безопасности США Россию так и называют – угрозой и соперником», – рассказывает Горбач.
Отношение к России объединяет США и ЕС, «демократов» и «республиканцев» – политолог
Ухудшение отношений между Россией и Западом очевидно, но оно неизбежно носит временный характер, говорит немецкий политолог Андреас Умланд. Кроме Запада, России некуда стремиться, альтернативы условному повороту на Запад нет. За прошедшие четыре года страны Запада, в свою очередь, сформировали относительно единое мнение по поводу действий России, говорит политолог.
«Если сейчас посмотреть на Восточную Европу, на Западную Европу, на Северную Америку, то видение России приблизилось в этих регионах. Есть некоторые исключения, например, Греция и Венгрия, Кипр, но в целом это поведение России сейчас объединяет республиканцев и демократов в США или Северную Америку и Евросоюз на международном уровне», – рассказывает Умланд.
В России всегда считали, что сотрудничество с Западом по другим вопросам, в частности, по войне в Сирии или по борьбе с «Исламским государством», позволит снять Украину с повестки дня, но это маловероятно, считает Умланд – отношение к агрессии на Донбассе и в Крыму уже сформировано, и его нельзя так просто пересмотреть.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ: