Доступність посилання

ТОП новини

Мне пришлось притворяться немым, чтобы талибы не отрезали мне голову – луганчанин-путешественник


Национальный парк Тароко в Тайване. Фото из личного архива Виталия Серба
Национальный парк Тароко в Тайване. Фото из личного архива Виталия Серба

(Друкуємо мовою оригіналу)

1 год 7 месяцев и 22 дня в пути… За это время луганчанин Виталий Серб посетил 24 страны, среди которых и государства, где сейчас идут военные столкновения. Проект получил название «Навстречу Солнцу автостопом», так как путешественник своей главной целью поставил – путешествие по Юго-Восточной Азии. Все начиналось с небольших поездок – посещения выездных матчей луганской «Зари» и национальной сборной Украины. После коротких путешествий появилась мечта на 1-2 года отправиться автостопом по миру. Однако реализацию Виталий все откладывал на лучшие времена. Говорит, не хватало толчка. Им стал военный конфликт на востоке Украины. С путешественником поговорила корреспондент «Донбасс.реалии» Ольга Стрижова.

Как появилась идея тревел-проекта «Навстречу Солнцу автостопом»?

– У меня давно была мечта совершить грандиозное путешествие автостопом. Правда, раньше под понятием «большое путешествие» я подразумевал поездку на один-два года. Вот только постоянно это откладывал на потом. Все поменяла ситуация в Луганске. Да и вообще в Украине настали не лучшие времена, поэтому я решил, что пора.

Расскажите о своем маршруте. Какие страны уже удалось посетить?

– Я поехал на выездной матч «Зари» (Луганский футбольный клуб – ред.) в Шарлеруа. Это Бельгия. Ехал через Польшу и Германию. Шенгенская виза у меня была всего на 8 дней, поэтому нужно было срочно покидать Евросоюз. Вот через Люксембург, Германию, Австрию и Венгрию я выехал в Сербию.

После Сербии я заехал в Македонию, где сделал болгарскую транзитную визу и таким образом попал в Турцию. Здесь провел полтора месяца и отправился в Грузию. Там я собирался провести месяца полтора, но «застрял» на 4 месяца. И ненадолго заехал в Армению. Переждал зиму и вновь отправился уже в восточную Турцию – самую опасную ее часть, где почти каждый день происходят столкновения турецкой полиции с курдскими повстанцами.

Афганистан. Фото из личного архива Виталия Серба
Афганистан. Фото из личного архива Виталия Серба

Не страшно было?

– В Турции для каждой противоборствующей страны я не был врагом. И турки, и курды были очень ко мне доброжелательны и гостеприимны. Единственный дискомфорт – постоянные проверки документов и потеря времени из-за этого.

Мне пришлось одеваться в местную одежду и притворяться немым, чтобы талибы не вычислили, что я – иностранец и не отрезали мне голову

Вот в Афганистане, куда я отправился после Турции и Ирана, было иногда страшно. Там уже 40 лет идет война. Мне пришлось одеваться в местную одежду и притворяться немым, чтобы талибы не вычислили, что я – иностранец и не отрезали мне голову. Для талибов я неверный. Они легко могли бы меня казнить, либо держать в плену, а потом казнить. Афганские власти тоже могли бы меня взять под стражу «для моей же безопасности». И передать только послу Украины, а так как посла Украины в Афганистане нет, то ждать мне бы пришлось очень долго.

А зачем ехали в Афганистан, зная, что там настолько небезопасно?

– У меня обычно есть приблизительный маршрут, но в процессе путешествия он меняется постоянно. Иногда я определяю свою следующую страну методом голосования в своем паблике «Вконтакте». Куда скажут мои подписчики, туда и поеду. Именно они и отправили меня в Афганистан.

Афганистан. Фото из личного архива Виталия Серба
Афганистан. Фото из личного архива Виталия Серба

И вариант «Китай» выиграл у «Россия + Монголия» всего пару голосов. Но к таким мерам я обычно прибегаю только в том случае, когда мне самому сложно определиться. Когда я летел на Филиппины, то поступил наоборот: никто не знал моего следующего пункта назначения, поэтому я попросил подписчиков угадать, куда отправился. Угадавшим я послал оттуда открытки.

После Афганистана были гостеприимные страны Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан. Далее Китай, Гонконг, Макао, Тайвань, Филиппины, Малайзия, и вот я снова в Китае.

– Весь этот маршрут Вы проехали автостопом?

– За исключением островов: туда я летал. А вот по территории, контролируемой талибами, я ехал автобусом.

Большую часть пути Виталий Серб проехал автостопом. Фото из личного архива Виталия Серба
Большую часть пути Виталий Серб проехал автостопом. Фото из личного архива Виталия Серба

– Путешествуете самостоятельно?

– Вообще я предпочитаю путешествовать сам, но некоторые участки пути проезжаю с кем-то. В этот раз моими партнерами по автостопу были представители Сербии, Сингапура, Австралии, Франции, Армении, Украины, России, Китая, Аргентины, Нидерландов.

– Были страны, в которые Вас не пускали?

Туркменистан – это одна из самых закрытых стран мира. Немногим путешественникам удалось там побывать

– Отказ с визой у меня был только один – Туркменистан. Это одна из самых закрытых стран мира. Немногим путешественникам удалось там побывать. Вот тогда у меня и возникла идея с Афганистаном. Получилось даже веселее. У меня вообще логика такая – все, что ни делается, все к лучшему. Порой неудачи приводят к самым интересным приключениям.

Еще в этот раз была попытка выехать в Румынию. Туда меня не пустили, и я провел в Шенгене 9 дней вместо 8. Чудом избежал штрафа за «оверстей» (пребывание на территории Еврозоны сверх заявленного в визе – ред.) в размере 200 евро. Это был бы огромный удар по моему бюджету. Ведь за эти дни я потратил всего пару евро.

Памуккале, Турция. Фото из личного архива Виталия Серба
Памуккале, Турция. Фото из личного архива Виталия Серба

– С какой суммой начинали путешествие?

– Когда я стартовал, у меня было около 400 евро. Мой баланс всегда оставался примерно на том же уровне. Сейчас я купил себе новый, более мощный ноутбук и потратил абсолютно все сбережения.

– Как зарабатываете во время путешествий?

– Подрабатывал на стройке в Грузии, перепродавал сигареты в Турции. Но чаще я был волонтером и работал не за деньги. Ради бесплатного жилья, еды, опыта и общения. Сейчас делаю открытки из своих фотографий и продаю на улицах. Рядом с открытками я продаю монетки из разных стран, которые собрал в путешествии. Не так давно научился плести фенечки (браслеты – ред.), они тоже пополнили мой ассортимент. Также на протяжении всего путешествия, я снимаю видео и веду свой канал на ютубе под названием «Навстречу Солнцу автостопом». Так зарабатываю кое-какие деньги на рекламе.

Открытки – главный заработок во время путешествия. Фото из личного архива Виталия Серба
Открытки – главный заработок во время путешествия. Фото из личного архива Виталия Серба

– А что Вы обычно фотографируете?

– Фотографирую все, что вижу. Правда, раньше, до того, как мне в голову пришла идея продавать открытки, я это делал очень редко. Теперь жалею. Сколько классных кадров могло бы получиться. Как показывает практика – больше всего людям нравятся закаты.

В Средней Азии почти невозможно остаться на улице. Местные жители очень гостеприимные, с радостью зовут путешественника к себе

– А где живете во время поездок?

– Ох, за эти полтора года где я только не жил: в подъездах, переходах, палатках, больницах, мэриях, на крышах, полицейских участках, всего и не упомнишь. В Средней Азии почти невозможно остаться на улице. Местные жители очень гостеприимные, с радостью зовут путешественника к себе. А еще я был волонтером на турецкой ферме. Там жил, работал, питался, отдыхал вместе с турецкой семьей. Можно сказать, что был членом их семьи, очень интересный опыт. Всем рекомендую.

Ночевка в палатке. Фото из личного архива Виталия Серба
Ночевка в палатке. Фото из личного архива Виталия Серба

– Что лежит в рюкзаке у путешествующего автостопом?

– Самое главное – это спальный мешок. Палатка тоже важна, хоть я ею нечасто пользуюсь, но несколько раз она меня очень сильно выручала. Вообще, содержимое рюкзака у меня за это время изменилось. Например, котелок я оставил в Гонконге, пользовался им очень редко. В случае чего, всегда могу воспользоваться своей железной кружкой. Очень важен для моей блогерской деятельности ноутбук. Кроме этого, все самое элементарное – одежда, средства гигиены. Теплой одежды у меня с собой уже нет. Моя куртка порвалась, я ее выбросил. Хорошо, что в ближайшее время я не собираюсь возвращаться в холодные страны. Трижды в этой поездке мне дарили обувь. А в Гонконге, в переходе в котором мы жили, нам, бездомным, принесли целый огромный пакет с вещами.

– А как решаете проблему языкового барьера? Ведь не во всех странах понимают тот же английский…

– На английском говорю неплохо. И он обычно помогает. К примеру, на Филиппинах и в Гонконге английский – государственный язык. В Турции «инглиш» почти не понимают, поэтому пришлось на ходу учить турецкий. Могу элементарно изъяснить свои потребности и иногда понять, что от меня хотят. Еще немного говорю на итальянском, но в Азии это не помогает. А вот в Китае язык – это огромная проблема. На английском тут не говорит почти никто. Китайский я пытаюсь учить, но безрезультатно. Для меня это самый сложный язык.

Китайская стена. Фото из личного архива Виталия Серба
Китайская стена. Фото из личного архива Виталия Серба

Как сейчас, живя в Китае, объясняете, что Вам надо?

Купить покушать я уже могу, изъясняясь на мандарине. Это официальный язык, который все понимают. Мое знание мандарина ограничивается уровнем «есть захочешь – изъяснишься»

– Для автостопа у меня есть специальная бумажка, которую мне помогла сделать китаянка. Там объясняется: кто я такой и куда мне нужно. Название города я дописываю иероглифами уже сам. А купить покушать я уже могу, изъясняясь на мандарине. Это официальный язык, который все понимают. Мое знание мандарина ограничивается уровнем «есть захочешь – изъяснишься».

– Как долго Вы живете в одной стране? Что за это время удается посмотреть?

Я не очень нацелен на какие-то известные достопримечательности, для меня гораздо важнее прочувствовать атмосферу страны

– Очень по-разному. Страны ведь разные. В Люксембурге я пробыл несколько часов, посмотрел чуть ли не всю страну. В Китае пробыл два месяца, но тут еще ездить так много. Я не очень нацелен на какие-то известные достопримечательности, для меня гораздо важнее прочувствовать атмосферу страны. Можно посетить все туристические места, но не узнать – как живут люди. Мне нравится мой вид путешествий потому, что я постоянно вплотную общаюсь с местными людьми, для которых разговор со мной не является работой. Я вижу жизнь страны как она есть. Изнутри. А не так, как кто-то пытается мне преподнести. В большинстве стран мне хочется остаться больше, но приходится двигаться дальше, ведь мир такой большой и меня ждут новые места.

Кыргызстан. Фото из личного архива Виталия Серба
Кыргызстан. Фото из личного архива Виталия Серба

– Какую кухню предпочитаете?

– Я вообще люблю поесть и абсолютно всеяден. Мне нравятся разные кухни и блюда. Вот только я не фанат китайской кухни: вареные куриные лапы и жареные гусиные головы – это не для меня. Больше всего нравятся грузинская и турецкая кухня. Хинкали – вообще блюдо номер один.

– А какая страна больше всего впечатлила?

Европейцы воспринимают весь Ближний восток – как одно целое, и если все страны вокруг, а именно Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан, небезопасны, то и Иран тоже. Это чушь

– Иран. Это страна-открытие №1 в этом путешествии. Многие уверены, что Иран – это опасная страна и там война. Европейцы воспринимают весь Ближний восток – как одно целое, и если все страны вокруг, а именно Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан, небезопасны, то и Иран тоже. Это чушь. Иран – одна из самых безопасных стран, где мне пришлось бывать. Необычен он тем, что там шариат. Все живут по законам ислама. Женщины обязаны ходить с покрытой головой, а алкоголь запрещен. Но я видел, как иранцы пили водку, не боясь получить 80 ударов плетью. А там именно такое наказание. Девушки без платков – это обычное дело, только не на улице.

– Заранее читаете о традициях страны или рассказывают местные?

– Перед Ираном пытался найти побольше информации в интернете, но ее пока еще немного. Узнавал уже в процессе. После поездки я собрал всю информацию, которую накопил, и сделал видеоролик о традициях, законах и быте персов. Думаю, это видео будет полезным другим путешественникам. Я и раньше снимал видео из своих старых путешествий, но это было больше для себя и своих друзей. И я решил, что грех не делиться всем тем, что со мной будет происходить. Получился формат для более широкой аудитории.

Иран. Фото из личного архива Виталия Серба
Иран. Фото из личного архива Виталия Серба

– Дома вы не были уже 20 месяцев. Какая страна стала ближе всего по духу и напомнила дом?

Грузины гостеприимны ко всем, а к украинцам особенно. Часто от них слышал, что никто так не поймет грузина, как украинец. И это правда

– Грузия. Для меня – это вторая родина. Грузины гостеприимны ко всем, а к украинцам особенно. Часто от них слышал, что никто так не поймет грузина, как украинец. И это правда. Люди – это один из главных факторов, из-за которых я люблю Грузию. Кроме того, на этой небольшой территории уместилось столько всего прекрасного: горы, море, вкусная вода и еда, вино, история. Просто невозможно не любить эту страну!

– Что вообще говорят в других странах про украинцев?

Прошелся по Гонконгу, опросил местных, что они знают об Украине. Говорили только, что у нас красивые девушки

– В Европе и странах СНГ Украина на слуху. Все переживают из-за сложившейся ситуации, желают мира. Чуть дальше, в Азию, об Украине знают уже меньше. Буквально пару дней назад прошелся по Гонконгу с камерой, опросил местных, что они знают об Украине. Результат меня разочаровал. Почти никто ничего не знает, говорили только, что у нас красивые девушки.

Казахстан. Фото из личного архива Виталия Серба
Казахстан. Фото из личного архива Виталия Серба

– Ваш топ-5 событий, которые запомнились больше всего за эти 20 месяцев в пути…

Когда шел по острову Кешм в Персидском заливе, у меня закончилась вода, а вокруг только пустыня и кругом никого: ни людей, ни населенных пунктов. Еле дошел до ближайшего села

– Первое – это путешествие на афганском автобусе. Когда прикидывался местным, это было экстремально. Далее, когда шел по острову Кешм в Персидском заливе, у меня закончилась вода, а вокруг только пустыня и кругом никого: ни людей, ни населенных пунктов. Еле дошел до ближайшего села. На третьем месте – вновь Афганистан. Я со своим аргентинским другом Пабло ездил автостопом, и нас не пустила дальше полиция. Объяснили, что дальше могут быть талибы. Отвезли нас на встречу с губернатором провинции, потом передали ООН, в составе которой была женщина из Луганска. Она помогла нам с машиной, и вывезла нас из провинции ночью, «пока Талибан спит». Четвертое – продажа открыток. После этого мое путешествие вышло на новый уровень. И на пятом месте – ночь в иранском «обезьяннике». Задержали, потому что мой паспорт был не со мной, я оставил его в посольстве Афганистана для визы.

Афганский автобус. Фото из личного архива Виталия Серба
Афганский автобус. Фото из личного архива Виталия Серба

– До военного конфликта на востоке Украины, Вы активно поддерживали луганскую «Зарю», ездили на выездные матчи и были в составе местных ультрас «Черно-белые». Сейчас удается поддерживать любимый клуб?

– Когда жил в Турции, заехал на сбор «Зари» и посетил несколько товарищеских матчей. Всегда читаю текстовую трансляцию матча. Иногда в Китае просыпался в 3 часа ночи из-за разницы во времени, чтобы игру посмотреть. Конечно, безумно скучаю и по стадиону, и по нашему «7 сектору». Раньше домашний матч раз в две недели был чем-то обыденным, привычным, а сейчас вспоминается как какое-то золотое время.

Стикер «Луганська Зоря» всегда с собой. Фото из личного архива Виталия Серба
Стикер «Луганська Зоря» всегда с собой. Фото из личного архива Виталия Серба

– Какие страны планируете посетить дальше?

– Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Индонезия, а там посмотрим. Но не было еще такого, чтобы я поехал точь-в-точь как задумал.

Самое сложное – это выйти из дома, переключить этот рычажок в голове, включить режим «путешествие». Дорога сама приведет тебя туда, куда нужно, и даст, что нужно

– Чтобы Вы пожелали начинающим путешественникам и тем, кто никак не рискнет куда-то поехать?

Я бы пожелал не бояться путешествовать. Самое сложное это выйти из дома, переключить этот рычажок в голове, включить режим «путешествие». Дорога сама приведет тебя туда, куда нужно, и даст, что нужно. Главное ничего не бояться.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

ВИБІР ЧИТАЧІВ

XS
SM
MD
LG