(Друкуємо мовою оригіналу)
19 декабря освобожденный из плена сепаратистов «киборг» Тарас Колодий встретился с журналистами и рассказал детали своего пребывания в застенках. Боец 80-й аэромобильной бригады ВСУ Тарас Колодий, защищавший Донецкий аэропорт и попавший в плен боевиков почти 2 года назад был освобожден 18 декабря. В СБУ говорят, что уже выработан механизм, и с сепаратистами ведутся переговоры по поводу того, чтобы до Нового года обменять украинских военнопленных по формуле «всех на всех».
Тарас Колодий – один из бойцов, до последнего защищавших терминал Донецкого аэропорта. Его освободили 18 декабря. Уже на следующий день он рассказал, как попал в плен и как с ним обходились.
«Я попал в плен 21 января 2015 года в терминале Донецкого аэропорта. Нас попало в плен 12 человек, из которых у двоих были тяжелые переломы. После этого Игоря Брановицкого (военнослужащий ВСУ, «киборг» – ред.) забили, и «Моторола» (один из главарей боевиков Арсен Павлов, которого убили осенью 2016 года в Донецке – ред.) его убил. Первый и второй день было тяжело физически, потом физическая сила не применялась», – рассказал Тарас Колодий.
Не было никаких условий со стороны боевиков и никакого переговорного процесса, говорят в СБУ. Боевики отдали Тараса в знак доброй воли и при содействии Украинской православной церкви, сообщил Радио Свобода советник главы СБУ Юрий Тандит.
«Со своей стороны Украина делает большие уступки, в знак доброй воли мы передаем 15 человек – две женщины, остальные больные. Мы передаем их туда, они все из списка, который подавали «ЛНР», «ДНР». Украина готова к обмену «всех на всех», мы готовы отдать 228, чтобы забрать наших ребят. Очень важно, чтобы до праздников ребята вернулись домой», – сообщил Юрий Тандит.
«Ребята держатся, надеются, что до новогодних праздников будут дома» – Тарас Колодий
Детали механизма обмена пленными до Нового года в спецслужбах разглашать не будут. Освобожденный «киборг» Тарас Колодий рассказал, что все однополчане, с кем он общался в плену, надеются встречать Новый год дома.
«Все ребята просили передать, что они держатся, что с ними все хорошо. Надеются, что они до новогодних праздников будут дома. В камере осталось двое, нас по три человека в камере сидели. Остались Лазоренко и Олийник», – рассказал Тарас Колодий.
По официальным данным, в плену у сепаратистов пребывают 137 украинских военных. Поэтому освобождение одного бойца не решает проблемы, заявил бывший командир батальона «Донбасс» Анатолий Виногородский. Он считает, что системной работы по обмену пленными нет. Ветераны-добровольцы заявили, что если до 23 декабря все военнопленные не будут освобождены, они перекроют товарообмен с оккупированными территориями. Решение свое не отменили, говорит Анатолий Виногородский:
Темпы обмена очень низкиеАнатолий Виногородский
«Теоретически этим вопросом должны заниматься СБУшники. У меня складывается впечатление, что сейчас этим вопросом никто не занимается. Темпы обмена, которые сейчас, при той возможности давления на «ДНР», «ЛНР» – очень низкие. Уже давно можно было закрыть вопрос об обмене военнопленными. До тех пор, пока там остаются наши бойцы, мы ничего не отменяем. Других вариантов, как разговаривать с ними с позиции силы, у нас нет».
Освобождённый «киборг» Тарас Колодий рассказал, что его держали в здании донецкого СБУ, последние полгода пленных выводили на прогулку во дворе. Также рассказал, что в плену к нему пускали медиков.
16 декабря в эфире «Донбас.Реалии» вопрос обмена пленными обсуждали фотожурналист Мария Варфоломеева и волонтер Гайде Ризаева. Обе они были в плену у боевиков.
«Освобождение из плена любой ценой неприемлемо, это дело спецслужб» – Гайде Ризаева
Освобождение из плена любой ценой неприемлемо, считает Гайде Ризаева. По ее мнению, народный депутат Надежда Савченко не должна иметь никакого отношения к обмену. Это дело спецслужб.
Я считаю, что обмен должен быть списочным. Формула «всех на всех» мне непонятна. 258 с нашей стороны на 58 со стороны боевиков не подходит. СБУ, президент должны вести обмен. Савченко не должна встречаться с боевикамиГайде Ризаева
«Я считаю, что обмен должен быть списочным. Формула «всех на всех» мне непонятна. 258 с нашей стороны на 58 со стороны боевиков не подходит. Есть СБУ, у которой находится «обменный фонд», есть президент. Они должны вести обмен. Савченко не должна встречаться с боевиками, она носитель гостайны. Формула один к четырем, предложенная Савченко, неприемлема. Не нужен обмен любой ценой. Я лучше бы переседела какой-то срок, лишь бы это было в пользу моей стране», – сказала Гайде Ризаева.
Должна быть одна группа, которая будет иметь все полномочия и списки для обмена пленнымиМария Варфоломеева
Отключение электроэнергии, экономическая блокада оккупированных территорий только поспособствуют скорейшему обмену военнопленными, считает фотожурналист Мария Варфоломеева: «Я как пленная понимаю, что пленные мечтают скорее выйти на свободу. Народный депутат не должен заниматься обменом. Он себя ведет как агент Кремля. Должна быть одна группа, которая будет иметь все полномочия и списки для обмена пленными. Сепаратисты за каждую жизнь человека будут выдвигать все новые и новые требования. Многие знакомые патриоты по ту сторону границы говорят, что мы готовы терпеть лишения тотальной блокады, пусть даже нас убьют, лишь бы нас освободили».
Фотожурналист Мария Варфоломеева и волонтер Гайде Ризаева сошлись во мнении, что все военнопленные считают дни и ожидают скорейшего освобождения. Но переговоры об обмене должна вести лишь одна группа из представителей спецслужб.
ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)