(Друкуємо мовою оригіналу)
Как живут люди с инвалидностью по обе стороны линии разграничения? Есть ли у них доступ к медицинскому обслуживанию, гуманитарной и волонтерской помощи, социальному обеспечению? Кто занимается их поддержкой?
Волонтер инициативной группы «Ответственные граждане» Евгений Шибалов в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» высказал уверенность, что точного количества людей с особыми потребностями не знает никто. Но на начало конфликта только в Донецке по состоянию здоровья выехать не могли 30 000 человек.
Инициативная группа «Ответственные граждане» была выдворена группировкой «ДНР» с неподконтрольной части Донецкой области в феврале 2016 года.
К тем, кто получил инвалидность, прибавились те, кто был ранен непосредственно в результате боевых действийЕвгений Шибалов
«Это те люди, которые находились на попечении социальных служб, к которым социальные службы приходили домой, которые не могли себя обслуживать, – рассказал Шибалов. – Я подозреваю, что эта цифра только увеличилась, потому что к тем, кто получил инвалидность, прибавились те, кто был ранен непосредственно в результате боевых действий. Например, пострадал от осколков снарядов».
«Кроме того, это – люди из специализированных клиник, таких как психиатрические и онкологические. Главной проблемой, с которой мы сталкивались, работая там, – это невозможность доставить им специализированные медикаменты, которых в свободной продаже нет. Например, людям с самыми тяжелыми стадиями рака нужны очень сильные обезболивающие. Их не продают в аптеках, потому что это – препараты, приравненные к наркотикам или прекурсорам. И ни одна гуманитарная организация на третьем году войны не имеет разрешения на поставку таких медикаментов на неподконтрольную территорию», – добавляет он.
Подобные проблемы касаются инсулина, препаратов для людей, страдающих наркозависимостью, и препаратов для людей с психическими заболеваниями:
Когда начались поставки медикаментов с территории России, проблемы не исчезли. Украинские врачи не всегда могут подобрать российский аналогЕвгений Шибалов
«Эти люди социально не адаптированы и не могут в полной мере о себе позаботиться, не говоря уже о том, что совершить длительное путешествие. Была попытка эвакуировать оттуда психиатрические лечебницы. Мы, пребывая там, могли помогать только вспомогательными лекарствами. Основные медикаменты туда не попадали. Когда начались поставки медикаментов с территории России, проблемы не исчезли. Украинские врачи не всегда могут подобрать российский аналог».
По словам Шибалова, перед их инициативой с территории ОРДЛО была выдворена специализированная международная миссия «Врачи без границ», которая занималась этими вопросами. Ее представители занималась и людьми с туберкулезом в местах лишения свободы, и людьми с позитивным ВИЧ-статусом. На данный момент не сведений о том, что там работают группы, которые занимались бы этим вопросом.
Причиной же того, что эти люди не выезжают из зоны боевых действий или неподконтрольной территории, он называет состояние их здоровья.
«Зачастую они не могут выехать самостоятельно, и для этого нужна скорая помощь или реанемобиль. На подконтрольной части такая же проблема. Отсутствует место, куда этого человека переместить. Нельзя же вывезти человека из Опытного и оставить в поле за Авдеевкой. Что там, что там ты просто его медленно убиваешь. А подготовленной, организованной базы для размещения таких людей нет», – объясняет Евгений Шибалов.
По его словам, зачастую и сейчас от людей с инвалидностью с прифронтовой или «серой» зон на Донбассе требуют лично являться в управления пенсионного фонда для медосмотра и прочих формальностей.
ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)