Доступність посилання

ТОП новини

Большую часть пенсии тратим на то, чтобы не голодать – жительница оккупированного Тореза


Иллюстрационное фото. Пенсионеры стоят в очереди, чтобы зарегистрироваться в программе помощи Всемирной продовольственной программы. Донбасс, октябрь 2015 года
Иллюстрационное фото. Пенсионеры стоят в очереди, чтобы зарегистрироваться в программе помощи Всемирной продовольственной программы. Донбасс, октябрь 2015 года

Андрей Барабанов

(Друкуємо мовою оригіналу)

Пенсий, выплачиваемых группировкой «ДНР», не хватает на жизнь, говорят жители оккупированной части Донбасса. Большая часть пенсионеров на оккупированных территориях получает ежемесячно выплаты в размере 2087 рублей (около 826 гривен). Люди жалуются на отсутствие украинских пенсий, которые с принятием изменений украинским Кабмином получать стало сложнее – ведь недавно ввели проверки соцслужб по месту регистрации переселенцев. «Донбасс.Реалии» узнали у жителей неподконтрольных Украине населенных пунктов, хватает ли им выплат оккупационной власти и на что они уходят.

На территории, подконтрольной незаконным вооруженным формированиям «ДНР» и «ЛНР», украинские пенсии и выплаты – это диковинка. Тех, кто может спокойно прождать километровые очереди на КПВВ, в «собесах» и получать «двойную» пенсию, – единицы, утверждают жители неподконтрольной территории, которых опросили «Донбасс.Реалии».

«Лично я не получаю украинскую пенсию 10-й месяц. И как, по-вашему, я должна относиться к политике Украины? Наша страна просто бросила своих граждан», – жалуется 70-летняя пенсионерка из Тореза Людмила Николаевна. – Получаю всего 2344 рублей (около 928 гривен) пенсии, соседи тоже.

Лишь некоторые могут позволить себе поездку «в Украину», чтобы там стать на учет и получать две пенсии сразу. Поверьте, иначе не выживешь

Лишь некоторые могут позволить себе поездку «в Украину», чтобы там стать на учет и получать две пенсии сразу. Поверьте, иначе не выживешь. Около 1000 рублей трачу на газ, воду, свет, 200-300 рублей в месяц у меня уходит на лекарства. Если бы не помощь дочери, я бы не знала, что такое колбаса и сыр, потому что в магазинах эти продукты питания стоят астрономически дорого».

Однако позиция украинской стороны заключается в том, что иначе организовать пенсионное обеспечение жителей оккупированных территорией невозможно. Как рассказала в эфире «Донбасс.Реалии» начальник управления организации социальной защиты пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций Министерства социальной политики Любовь Черская, на данный момент нет механизма, который бы упростил получения пенсий людям с неподконтрольной территории.

Государство не может обеспечить выплаты пенсий в связи с тем, что на неподконтрольной территории не могут работать легальные органы власти. Туда физически невозможно доставить средства
Любовь Черская

«Есть определенный порядок выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам. Это связано с тем, что социальные выплаты гражданам Украины, которые проживают на подконтрольной территории, выплачиваются на основе бумажного дела. Эти бумажные дела остались на территории, неподконтрольной Украине, поэтому государство не может получить эти документы. Поэтому люди, у которых есть статус ВПЛ, получают деньги на основе электронного дела. Люди, которые остались на неподконтрольной территории – граждане Украины, которые имеют право пользоваться всеми правами, прописанными в Конституции и в законодательстве. Однако на данный момент государство не может обеспечить выплаты пенсий в связи с тем, что на неподконтрольной территории не могут работать легальные органы власти. Туда физически невозможно доставить средства», – объясняет Черская.

«Даже туалетная бумага – это серьезные траты»

Жители подконтрольных пророссийским боевикам населенных пунктов признаются, что покупка мешка лука, картошки или сахара впрок на зиму бьет по их карману.

«Приобрести мясо для меня нереально. Килограмм курицы – 200 рублей (около 80 гривен). Самое дешевое у нас – это хлеб и спички. Ими не наешься. В наше время даже туалетная бумага – это серьезная трата, – говорит 75-летний пенсионер из поселка Сердитое возле Шахтерска Николай Иванович. – Самые простые крупы – рис и гречка – стоят от 60 рублей (около 24 гривен). В супермаркет вообще не хожу, такие цены ломят, что волосы дыбом становятся».

«Обещанные «надбавки» от «ДНР» мы в глаза не видели»

Наряду с критикой украинской стороны за отсутствие пенсионного обеспечения неподконтрольных территорий здесь говорят, что и боевикам «ДНР» не верят, так как обещанной «помощи» от них пенсионеры не получают.

«А какая помощь? 10 процентов? Мы в глаза не видели эти деньги! – утверждает Иван Николаевич. – Как получал ровно 2300 рублей – так и до сих пор получаю. Да и жалкая подачка в 10 процентов не спасла бы ни одного жителя моего поселка. Людям нужно что-то кушать, вести хозяйство. Этих денег катастрофически не хватает.

Соседка проработала больше 30 лет в сфере торговли, получает меньше пенсию, чем я – 1880 рублей (около 745 гривен)

У меня соседка проработала больше 30 лет в сфере торговли, получает меньше пенсию, чем я – 1880 рублей (около 745 гривен). Спасает немного ахметовская «гуманитарка», которую выдают пожилым людям старше 65 лет».

Пенсионеры Тореза рассказывают, что большую часть пенсии они тратят на квартплату и лекарства, которые в «ДНР» стоят в два раза дороже, по сравнению с украинскими лекарствами.

Цены на лекарственные препараты завышены, потому что сейчас они завозятся с России

«Цены на лекарственные препараты завышены, потому что сейчас они завозятся с России. Нужно же содрать «таможенный сбор», накрутить цену – потому и выходит «Аспаркам» от сердца 50 рублей (20 гривен). Мне приходится покупать лекарства каждый месяц на тысячи рублей. Я перенесла несколько инсультов, поэтому таблетки и капельницы помогают не умереть, – делится 77-летняя пенсионерка Людмила Николаевна. – Мне приносит почтальон пенсию в размере 5200 рублей. У меня муж был шахтером, и я перешла на его «шахтерскую» пенсию еще до всех событий на Донбассе. Помогает мне родной брат, который покупает хлеб, молоко, яйца. Мы можем себе позволить куриное филе, например, которое стоит 210 рублей (около 84 гривен), но тогда мы сводим концы с концами.

В месяц тратим большую часть денег лишь на то, чтобы просто не пухнуть с голода

В месяц тратим большую часть денег лишь на то, чтобы просто не пухнуть с голода».

Советник по правовым вопросам Агентства ООН по делам беженцев Лидия Кузьменко в эфире «Донбасс.Реалии» отметила: нужно сделать так, чтобы жители Украины чувствовали заботу своей страны, несмотря на военные действия. По мнению Кузьменко, стоит начинать с выплаты пенсий пожилым людям, которые сейчас находятся на оккупированной территории.

Невозможно, чтобы функционировали банки и деньги переходили непосредственно на оккупированные территории, но для этого существуют другие механизмы

«Понимаю, невозможно, чтобы функционировали банки и деньги переходили непосредственно на оккупированные территории, но для этого существуют другие механизмы, которые были использованы и используются сейчас. Грузия, например, продолжает начислять пенсию населению в Абхазии. Единственное требование, которое ставит правительство страны пенсионерам, – выехать на контролируемые территории Грузии максимально близко к линии разграничения. Центр предоставления административных услуг размещает людей близко к границе для того, чтобы люди могли быстро и легко воспользоваться услугами», – считает она.

С такой позицией, однако, многие не согласны: в июле группа депутатов подала в парламент проект закона о временно оккупированных территориях. Он предусматривает, среди прочего, полный отказ Украины от финансирования неподконтрольных ей территорий и передачу ответственности за соцвыплаты там контролируемой Россией оккупационной власти.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

ВИБІР ЧИТАЧІВ

XS
SM
MD
LG