(Друкуємо мовою оригіналу)
Детям проще помочь игрой, чем медикаментами. Так утверждает в прошлом главный детский психиатр Донецкой области Юрий Стратович. После вынужденного переезда в Киев он смог не только найти себя в столице, но и внедрить новые методы помощи маленьким пациентам.
Юрий Стратович рассказывает, что после переезда в Киев было сложно найти себя на новом месте, ведь не было дома, друзей и работы. В новом городе ни он, ни жена не были известными специалистами. К тому же супруги думали, что уехали они на время. Когда стало понятно, что нужно пускать корни на новом месте, Юрий Стратович решил мыслить позитивно. Вскоре пришел на работу в больницу Павлова и расширил свои возможности психиатрической помощи.
В Киеве у меня расширился диапазон помощи людям, хотя поначалу было непросто. На второй год уже стало легче и мне, и жене
«В Киеве у меня расширился диапазон помощи людям. Мне очень нравится это, хотя поначалу было непросто. Потому что мы переехали в другой город – и все новое. Получается, что оттуда мы уехали, а сюда еще не приехали. Так было в первый год. От одного берега реки отплыли, а к другому еще не приплыли. И вот на второй год уже стало легче и мне, и жене. Жена – логопед, она занимается детками с речевыми нарушениями. Около 20 процентов детей нуждаются в помощи психиатра и логопеда. Поэтому мы востребованы и нам приятно помогать», – говорит Стратович.
До военного конфликта на востоке Украины Юрий Стратович работал главным детским психиатром Донецкой области. В 2011 году по инициативе врача в Донецке создали центр для детей с нарушениями развития, в том числе и с аутизмом. Там Юрий Стратович помогал родителям справляться с нарушениями психики детей.
«До переезда в Киев я руководил этим центром.
В Киеве основное место работы – это детский психиатр в отделении медико-социальной реабилитации в больнице Павлова
В Киеве основное место работы – это детский психиатр в отделении медико-социальной реабилитации в больнице Павлова. Сейчас принимаю деток и объясняю родителям, как выходить из тех или иных ситуаций. Нам удаётся. И людям нравится наша помощь», – рассказывает он.
Юрий Стратович признаётся, что не сожалеет о выборе профессии, хоть временами бывает и тяжело.
«Мне трудно понять, почему я выбрал детскую психиатрию. У меня была дилемма перед поступлением в Донецкий медицинский институт. Лечить детей или взрослых? И я решил лечить детей. Потом так вышло, что меня заинтересовала эта тема. Я выбрал и ни капельки не жалею. Большинство людей благодарны за помощь и сохраняют хорошие отношения. Многие пациенты уже выросли, и мы поддерживаем с родителями и с ними отношения. Советы и помощь друг другу. Это говорит о том, что это правильный выбор», – говорит он.
Юрий Стратович говорит, что наибольшие сложности в работе вызывает общение с некоторыми родителями, так как родителям деток с расстройствами психики тяжело принять диагноз.
«Родителям трудно принять, ищут волшебную таблетку или ищут специалиста, который скажет, что все нормально».
Помимо киевлян за консультацией к психиатру часто обращаются переселенцы. Зачастую эмоциональное состояние родителей влияет на детей, говорит врач.
Если люди попадали в боевые действия и бомбардировки, то, конечно, развивается острое посттравматическое стрессовое расстройство. Я часто сталкиваюсь с таким, консультирую родителей с детьми
«Если люди попадали в боевые действия и бомбардировки, то, конечно, развивается острое посттравматическое стрессовое расстройство, – рассказывает Стратович. – Все это вызывает депрессии и тревогу. Я часто сталкиваюсь с таким, консультирую родителей с детьми. Родители просят помочь. Время лечит...»
Психиатр советует родителям знать этапы развития детей для того, чтобы вовремя распознать, что у ребёнка возникли проблемы.
Если после двух лет ребёнок не говорит, нет фраз или речь непонятная, надо бить тревогу, искать причину. Я обучаю родителей
«Если после двух лет ребёнок не говорит, нет фраз или речь непонятная, надо бить тревогу, искать причину. Родители часто упускают время. Нужно искать специалиста и не боятся психиатра, ведь мы комплексно видим проблему. Мы потом направляем к логопеду или психологу. Я, например, обучаю родителей».
Юрий Стратович проводит тренинги и семинары для родителей, рассказывая о том, как правильно заботится о ребёнке. По словам врача, если уход происходит правильно, то в большинстве случаев не нужна помощь психолога или логопеда.
«Я в своей практике сталкиваюсь с массой ситуаций, когда родители вольно или невольно закрепляют или вызывают какие-то нарушения. Нужно использовать все новые технологии, потому как когда дети вырастут, они станут успешными, будет процветать и страна в том числе. Если вовремя не выявить расстройство аутистического спектра, то в конечном итоге это выливается в колоссальную сумму, которую на этого человека в течение жизни тратит государство.
Если вовремя выявить и направить, то человек может даже изобрести что-то, нормально функционировать и не нуждаться в социальной помощи или помощи специалиста
А если вовремя выявить и направить, то человек может даже изобрести что-то, нормально функционировать и не нуждаться в социальной помощи или помощи специалиста», – уверяет он.
Врач рассказывает, что в Украине практически не проводится исследований психических расстройств, отсюда – не всегда эффективные методы лечения. Поэтому Юрий Стратович старается изучать опыт иностранных коллег и ездить на профессиональные семинары, чтобы использовать полученный опыт в помощи украинским детям. Кроме того, доктор акцентирует внимание на том, что в детской психиатрии лекарства практически не используются, за исключением отдельных случаев. Поэтому врач советует внимательно относиться к детям, не боятся специалистов.
ЭФИР ПОЛНОСТЬЮ
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)