Доступність посилання

ТОП новини

Ветеран УПА, живущая под Славянском, дважды пострадала от «русского мира»


Анна Кушик
Анна Кушик

(Друкуємо мовою оригіналу)

Она бежала на Донбасс, чтобы спрятаться от неусыпного контроля карательных органов СССР. Ей удалось скрыться. Но долгие годы она никому ничего об этом не рассказывала. Ветеран УПА Анна Кушик живёт под Славянском. Она прошла сталинские лагеря и сумела начать жизнь заново на донецкой земле. Но на восьмом десятке ей снова пришлось пережить захват родной земли.

Анна Кушик уже более полувека живёт на Донбассе. Во время боевых действий летом 2014 года её село Семёновка, что под Славянском, сильно пострадало от обстрелов: многие здания разрушены и брошены хозяевами. Многоквартирный дом Анны Николаевны, где она осталась одна, также пострадал от артобстрела. Женщина с волнением и горечью вспоминает об очередном для уроженки Западной Украины приходе «русского мира».

«Дивлюсь: направився, іде до мене, у гражданському, у спортивному костюмі, підходе і каже: «Вон там солдати, у школі солдати, готовте їм їсти. І корміть їх». Я говорю: «Які солдати?». – «Что, вы не знаете, какие солдаты? Наши русские». А я дивлюсь та й кажу: «А це что – банда Януковича?» – говорит женщина.

Советская карательная машина уничтожила всю её семью

Анна Кушик – дочь греко-католического священника и связная Украинской повстанческой армии. Советская карательная машина уничтожила всю её семью. Отца сослали в Сибирь. Мать забили до смерти. Брата и сестру, членов ОУН и УПА, расстреляли. Муж погиб под гусеницами танка в ГУЛАГе во время одного из лагерных восстаний.

«Мій батько був священик, він не віддав нічого. Вони хотіли, щоб і церкву і все – що тільки не робили: і били, і катували, – а він нічого не віддав. І батька забрали і посадили, а сестра була зв’язковою. Вона пішла, і ми пішли в підпілля», – вспоминает ужасы послевоенных лет ветеран УПА.

Оказавшись на свободе, Анна нашла детей, но забрать их не посмела

Саму Анну Кушик как члена ОУН и УПА осудили на 10 лет. Но в лагере она провела 7. Реабилитировали её в 1960 году. Политзаключённую разлучили с детьми, разбросав их по детским лагерям Донецкой области. Оказавшись на свободе, Анна первым делом нашла своих детей, но забрать их не посмела. Клеймо «политической» могло уничтожить их судьбу. Сама она более 30 лет работала в совхозе. Пенсия – 1300 гривен. Чтобы старушка не мёрзла зимой в холодной квартире, волонтёры приобрели ей дрова. Узнали об Анне случайно. Один из её сыновей сейчас воюет на Донбассе.

Рассказывает Ольга Коновалова, волонтёр: «У неё можно только печкой натопить, в доме очень холодно, она не могла сама найти и попросила меня помочь. Я написала в фейсбуке пост с предложением собрать средства, она сама собрала деньги, она хотела, чтобы я нашла, она готова была заплатить. Она их собирала – буквально голодала, чтобы собрать эти деньги. Люди скидывали средства, закупили дрова».

Анна Николаевна всем сердцем переживает за происходящее на востоке Украины. Говорит, что только благодаря вере в Бога и Украину смогла вынести свой крест.

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

ВИБІР ЧИТАЧІВ

XS
SM
MD
LG