Доступність посилання

ТОП новини

Оккупация. «ДНР» и «праймериз»


Агитационная палатка накануне так называемого «праймериз». Оккупированный Донецк, 29 сентября 2016 года
Агитационная палатка накануне так называемого «праймериз». Оккупированный Донецк, 29 сентября 2016 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

Где ещё можно встретить такую любовь к «свободному волеизъявлению», как не в «Донецкой народной республике»? Выборы здесь свято чтят ещё со времён «референдума», и, кажется, ничто так не развлекает дончан, как галочка на каком-нибудь бесполезному клочке бумаги. Не стал исключением и этот раз. И речь, разумеется, идёт о так называемом «праймериз».

Репетиция голосования вызывает недоумение, и это несмотря на «5 фактов о праймериз», от которых к началу этого события тошнило уже буквально всех

Вообще, должен сказать, что объективно мало кто понимает здесь, в оккупации, для чего этот «праймериз» нужен. Сам процесс голосования за никому не известных людей как раз привычен всем местным и особых нареканий не вызывает. А вот репетиция голосования за этих людей вызывает недоумение, и это несмотря на «5 фактов о праймериз», от которых к началу этого события тошнило уже буквально всех. Всё дело в том, что ещё за месяц до голосования по всем оккупированным городам были расклеены листовки с этими самыми 5-ю фактами, после чего к ним присоединилась и ещё одна макулатура: информация о дебатах нынешнего «мэра» Донецка Мартынова – правильно, с никому не известным человеком. Но в «ДНР» всё через край, и листовки расклеили в огромном количестве буквально через каждые 20 метров: на витринах ресторанов, кафе, фасадах театров, магазинов, светофорах, домах, в подъездах – везде. Так что Донецк буквально утопал не только в развешенных здесь над каждым ларьком триколорах, но и в такого же цвета бумажках. И вот этот день настал.

Больше поражает не тупость с наивностью лозунгов, а отксерокопированные лица участников «репетиции»: просто стенд «разыскиваются»

Откровенно говоря, любое событие здесь требует для его понимания личного участия, так как тут же искажается местными СМИ и подаётся то в чёрном трауре, то с праздничным бантом. Естественно, на «праймериз» собирались надеть этот бант и объявить, что проголосовало 98 процентов из 100, как это здесь всегда и бывает. Именно поэтому я решил самостоятельно убедиться в том, что будет происходить на избирательных участках. Сразу скажу, что был разочарован: после двух с половиной лет тотальной лжи и того беспредела, которым отметилось «руководство республики» и по отношению к предпринимателям, и к пенсионерам, и к студентам с врачами, – я был уверен, что участки будут пустыми. Но это оказалось не так. Придя на один из донецких участков, я увидел следующую картину: в полутёмном холе одной из школ прогуливаются два «республиканских» полицая с дубинками, около 15 человек пенсионеров с бюллетенями и несколько столов с теми, кто эти бюллетени выдаёт. У входа развешены программы «кандидатов» в духе «только я спасу нашу страну». Но больше поражает не тупость с наивностью лозунгов, а отксерокопированные лица участников «репетиции»: просто стенд «разыскиваются», не иначе.

Вышел какой-то студент и выдал мне три бюллетеня, даже не посмотрев мой паспорт, – и я отправился «голосовать»

Но вся прелесть не в этом. Подойдя к одному из столов, я спросил, могу ли проголосовать, если прописан в другом городе. Мне тут же ответили, что стол для таких людей рядом: «Просто запишите прописку, сейчас человек подойдёт». Стол оказался пустым, но уже через пару минут вышел какой-то студент и выдал мне три бюллетеня, даже не посмотрев мой паспорт, – и я отправился «голосовать». Демократия в действии. Утомлять содержимым бюллетеней я вас не стану, просто скажу, что там много совершенно неизвестных фамилий, и я понятия не имею, за кого голосовали все эти пенсионеры, которые так тщательно всматривались в эти листки. Постояв в кабинке с минуту, я подошёл к урне и бросил туда три пустых листка. Но на этом «праздник» для меня не закончился.

Всё дело в том, что в этот же день я должен был ехать к себе в Макеевку, и сразу после «праймериза» зашёл на один из донецких рынков, рядом с которым была ещё одна школа. Она же – избирательный участок, но уже в совершенно другом районе города. Я зашёл и туда. Картина ещё печальнее: здесь совсем престарелые бабушки лет по 70, которым пытаются что-то объяснить в полутьме за столом. И что бы вы думали? – Правильно: я и здесь получил бюллетени. И хотя в этот раз паспорт мой посмотрели, но в книгу учёта я записал чёрт-те что, не имеющее отношения ни к месту прописки, ни к месту жительства. И вот уже следующие три пустых бюллетеня летят на дно самой демократичной урны на свете…

Так развлекаться можно было бы целый день. Почему? Да всё очень просто: потому что со времён «референдума» здесь всем абсолютно плевать, за кого и как вы проголосуете. Цифры уже готовы. Места распределены. Единственное, что от вас требуется, – это картинка, которую, кстати, особо старались создать на тех донецких участках, где голосовали «отцы ДНР». Там было почти не встретить того престарелого дома, на который попал я: на фоне Захарченко и Мартынова должны стоять молодые, счастливые «республиканцы», которые «голосуют за будущее нашей страны».

Ну, и финал. Приехав в Макеевку, я встретил отца своего друга детства, который ещё зимой на снегу чертил мне схемы расположения «укров» под какими-то макеевскими посёлками. Это один из самых ярых «республиканцев», которых я встречал за эти два с половиной года среди своих знакомых. Обычно он всегда сам начинал тему «укропов», выборов, США, «сливов» и прочего. А теперь почему-то молчал. Когда я спросил, ходил ли он на «праймериз», то услышал вот такой монолог (в цензурном варианте):

«Да какого чёрта я там забыл?! Мой сын целый год воевал за этого барана (Захарченко – прим.), а теперь работает грузчиком, а он отъел себе пузо и ходит, только мордой светит в экране. Какая мне разница, кого они впихнули во все эти списки? Где отвоёванный Мариуполь, Авдеевка, Краматорск, как он обещал? Или что, мне голосовать за то, что они дальше будут толстеть в ресторанах и рассказывать, что строят страну, пока наши пацаны сидят по траншеям на холоде? Там есть хоть кто-нибудь с фронта, в этих списках? Кому они вообще нужны? Хватит, я уже находился. Пусть теперь делают, что хотят, но уже без меня».

Cергей Андреев, безработный, город Макеевка

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода

Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org

XS
SM
MD
LG