(Друкуємо мовою оригіналу)
Киевлянка Елена Мокренчук в начале войны переехала в Волноваху, чтобы стать волонтером. Уже год 48-летняя мама четверых детей и бабушка трех внуков является бойцом Вооруженных сил Украины. На второй день после совершеннолетия пошла в солдаты ее младшая дочь Кристина. Когда бойцы называют Елену «мама Лена», она смеется: «Всегда хотела иметь много детей!»
21 ноября 2013 года Елена считает днем, который изменил ее жизнь. Она вышла на Майдан и простояла там с младшей дочерью Кристиной три месяца. А когда в начале марта стало «жарко» в Крыму, Елена отправилась туда. Владелица информационного агентства, она работала с командой журналистов: делали стрим из воинских частей, фиксировали на камеру передвижения российских солдат. Вскоре Елена была на востоке. Сначала ездила из Киева на Донбасс с камерой, а однажды осталась жить в Волновахе, чтобы стать волонтером.
Женщина родом из Снежного (сейчас это оккупированная территория), в детстве из-за работы отца семья часто переезжали в другие районы. 25 лет Елена жила в Волновахе, поэтому хорошо знает местность. Донецкая прописка не раз помогла избежать плена.
Я знала пути, по которым можно было доехать куда угодно
«Когда началась война, я благодарила Бога за каждый переезд. Я знала пути, по которым можно было доехать куда угодно. Другие волонтеры не были такими эффективными, потому что должны были разгружаться на КПП бригад или подразделений», – вспоминает Елена.
На ее инициативу откликнулось 50 человек из Волновахи. Они объединились в группу «Солдатская почта», создали страничку на «Фейсбуке» для сбора средств. От благотворительного фонда «Вернись живым» получили автомобиль. Занимаются разной работой: от выпечки пирожков для бойцов до решения проблем жителей прифронтовых территорий.
Анонимно помогают люди с оккупированных территорий
Елена не раз возила помощь на передовую под обстрелами, но больше всего помнит свою первую помощь солдатам.
Я не знала, что надо, они тоже: кто из-за трактора, кто из-за компьютера прибыл
«Ребят несколько дней, как привезли, у них не было ничего, кроме формы и автоматов. Нарубили веток, чтобы спать. Мы привезли им пляжные палатки, пленку, чтобы от дождя могли скрыться. Я не знала, что надо, они тоже: кто из-за трактора, кто из-за компьютера прибыл. Кто-то говорит: «Нам бы «разгрузки». Еду в Запорожье с чувством: если не привезу, то еще ночь будут беззащитны. Теперь понимаю, что туда разве магазины положишь, но жизнь не спасешь. А тогда верили. Наверное, это нас держало».
Елена говорит, что ее волонтерская группа отказалась от помощи, которую предлагал фонд Рината Ахметова: чтобы на выборах люди не голосовали за кандидатов, чьи фамилии видели на пакетах с благотворительной гречкой. Поэтому помогают обычные люди, анонимно – жители оккупированных территорий. Есть десяток доноров, которые с самого начала поддерживают волонтеров.
Прекрасно, когда награждают волонтеров, но за каждым стоит 20-30 человек, которые обеспечили ему возможность работать
«Если бы не помощь простых людей, мы бы просто не могли этого делать. Прекрасно, когда награждают волонтеров, но за каждым стоит 20-30 человек, которые обеспечили ему возможность работать. Сама я ничего бы не сделала, даже имея смелость и зная местность».
«После совершеннолетия дочь сказала: «Мама, идем в военкомат»
Командир батальона 72-й бригады Валерий Гудзь давно убеждал Елену записаться в армию. Мол, все равно каждый день на службе. С января 2015 года женщина регулярно наведывалась в военкомат. Сначала ей отказывали из-за возраста, но летом все же приняли документы. В августе прошлого года Елена официально стала солдатом третьего батальйона 72 бригады, с которым начинали работать. Сейчас она исполняет обязанности пресс-офицера бригады, выпускает газету. Хочет, чтобы ее читали местные вместо того, чтобы смотреть российское телевидение.
В бригаде служит и ее младшая дочь Кристина. Она поступила в вуз, но забрала документы и поехала помогать маме в Волноваху. Год пробыла волонтером.
«На второй день после совершеннолетия дочь взяла за руку и сказала: «Мама, идем в военкомат». Подали заявку, потому что она как девушка не призывается. Были проблемы с документами, но позволили дооформить позже. Теперь тренируется на полигоне, хочет быть наводчиком артиллерии», – говорит Елена.
В бригаде Елену Мокренчук называют «мамой Леной». Такое обращение ей нравится. Всех считает самими родными, самими лучшими. Смеется, что всегда хотела много детей. Сейчас в батальоне 800 человек, как раз для нее.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу. Матеріал було підготовлено в рамках Програми міжредакційних обмінів за підтримки міжнародного медіа-проекту MyMedia)