Доступність посилання

ТОП новини

Инсталляцию Даниеля Бюрена они просто порезали на металл – менеджер донецкого фонда «Изоляция»


Одно из помещений фонда «Изоляция» в Киеве
Одно из помещений фонда «Изоляция» в Киеве

Основным направлением работы в Донецке, по его словам, было переосмысление индустриального наследия, представление его обществу

(Друкуємо мовою оригіналу)

Два года назад боевики захватили помещение арт-центра «Изоляция», расположенное на территории завода по производству изоляционных материалов в Донецке. На территории завода осталось почти все имущество фонда, архив, библиотека и масса произведений современного искусства. Работы, признанных во всем мире художников, боевики просто уничтожали, а территорию переоборудовали для военных целей. Но фонд продолжил свою работу уже в Киеве, и уже отметился рядом громких акций и выставок.

По словам менеджера проектов фонда «Изоляция» Михаила Глубокого, фонд не изменил миссии после того, как покинул Донецк. Но все-же, требования времени изменили и особенности его работы. В частности «Изоляция» теперь представлена на разных площадках. Кроме Киева это еще и Мариуполь, Славянск, Краматорск, где проводятся разные мероприятия. Кроме того, много событий фонда делается в Европе.

Есть культурные организации, которые методом культуры и искусства примеряют стороны

«Своими мероприятиями в Европе мы пытаемся показать происходящее на Востоке Украины через призму культуры. В прошлом году мы делали большой проект с культурным центром из Северной Ирландии, думаю многие знают, что на протяжении 25 лет там длиться конфликт. Немного другого характера, но там тоже есть противостоящие стороны, сепаратизм. И есть культурные организации, которые методом культуры и искусства примеряют стороны, чтобы не было конфликта. Люди при помощи театра, живописи, музыки, карнавалов соединяют людей с двух сторон баррикад. Я не говорю о боевиках и вооруженных людях», – рассказывает Глубокий.

Основным направлением работы в Донецке, по его словам, было переосмысление индустриального наследия, представление его обществу. В Киеве удалось сохранить это направление.

Дети со школы уже знают, что они будут работать на заводе

«Несколько месяцев назад у нас была большая выставка, которую курировали художники и Донецка, а участвовали художники из Донецкой и Луганской области и Крыма. Она была посвящена вопросам памяти. Они обсуждали проблемы материальной памяти, связанные с тем, что им приходилось покинуть родные места. И, в том числе, там затрагивалась проблема индустриального наследия. Например донецкий гудок, как элемент наследия Донбасса и общества, которое выросло в Донецке. Вообще нас очень волновало и волнует сейчас, что существует такая вот индустриальная направленность жизни в городе. Вот и «Изоляция» находилась раньше на территории бывшего Завода изоляционных материалов. На территории завода был детский сад, школа, магазин. Вся жизнь людей там крутилась вокруг производства, была связана с заводом. Такая же ситуация в современном Мариуполе. Существует программа «Из школы на завод», когда дети со школы уже знают, что они будут работать на заводе. И мы старались разорвать этот порочный круг, так сказать. И заменить некоторые аспекты жизни. У нас была на территории завода библиотека, разнообразные способы провести время, мы работали со школами, людьми, которые живут вокруг завода», – говорит арт-менеджер.

«Нам в каком то смысле повезло, ведь они (представители группировки «ДНР» – ред.) дали нам возможность вывести две машины с нашей коллекцией. В основном это были плоские вещи – фотографии и картины, которые удалось спасти. Но когда мы приехали еще раз, они сказали, что у них есть «ценитель», который хочет оценить наши работы и что-то может ему нужно было. С тех пор никто из наших сотрудников не был на территории завода. И, как мы знаем, большинство работ было уничтожено, порезано, сдано на металл. Боевики «ДНР» даже выгрузили видео, где они взрывают некоторые работы.

Большая часть коллекции была уничтожена. Это бесценно. На территории «Изоляции» была размещена инсталляция Даниеля Бюрена – отца основателя французского абстракционизма. И вот он сделал в 2012 году огромную работу из металлических сеток и разноцветных стекол. Но ее просто порезали на металл и ту выгоду, которую получили за металл, не сравнить со стоимостью самой работы», – рассказывает Глубокий.

По его рассказу, «Изоляция» действовала в Донецке по принципу, когда работы не привозятся готовыми, а создаются с учетом местной специфики и понимания, что важно людям здесь. Сейчас же еще одним направлением работы являются переселенцы.

«Костяк посетителей «Изоляции», который переехал в Киев, мы знаем этих людей в лицо, знакомые. Но при этом есть множество новых людей, из Киева. В частности это связано с Программой креативных индустрий – образовательной программой, связанной с разными методами производства художественных произведений. И эти люди приезжают со всей Украины», – говорит он.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

ВИБІР ЧИТАЧІВ

XS
SM
MD
LG