(Друкуємо мовою оригіналу)
По данным социологического опроса соцагенства SOCIS, только 35% украинцев доверяют украинским СМИ. Уменьшение доверия к журналистам в украинском обществе может быть связано с тем, что люди просто не могут повлиять на доносимую им информацию. Об этом в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказала журналист, фронтовой корреспондент и ведущая ток-шоу «Киев-Донбасс» на «Громадском радио» Мария Завьялова.
«Человек не может доверять власти, потому как не может повлиять на события, которые сейчас происходят. Он не может доверять медиа, потому что, с одной стороны, он не может себе представить ситуацию, которая на Востоке происходит, он видит противоречивую информацию. И он подозревает журналиста во лжи. Я поэтому и стала военным корреспондентом – потому что после начала АТО ситуация с освещением этого всего была такая, что невозможно было не участвовать, если ты можешь это делать. Было очень мало информации, официальной практически не было, и сухие сводки. При этом было огромное привлечение международного внимания, потому что конфликт был свежим. И это правильно, что мы это делали, потому что сейчас такого внимания нету», – говорит Мария Завьялова.
По ее словам, в тот период времени в Украине не было профессионального способствования работе иностранных журналистов – профессиональных пресс-служб.
«Не было никого, кто помог бы им снимать. Не было того, кто бы не дал им снимать того, что не нужно. Я имею ввиду банальные вещи, такие, как расположение блокпостов. С той стороны (поддерживаемых Россией незаконным вооруженных формирований – ред.) помощь была колоссальная. Иностранных журналистов с самого начала конфликта возили в пресс-туры. Сейчас уже иностранные СМИ не на первом месте, на первом месте наши», – рассказывает журналист.
Она отмечает, что у украинских журналистов должны быть более высокие стандарты.
«Это делается как редактором, так и самим журналистом. Но нужно понимать, что у нас военные корреспонденты появились только после начала конфликта. Я раньше очень сильно злилась на поведение журналистов, когда они выдают позиции военных и так далее, подставляя своих коллег. У нас была ситуация, когда военные ехали на «Урале» и один из военных на нашего оператора наставил АК: «вот недавно у нас были, после этого нас бомбили, поэтому вы виноваты». Но сейчас ситуация изменилась, военные уже сами ситуацию контролируют, они доверяют одним и не доверяют другим и очень маловероятны такие ситуации», – считает Завьялова.
Командир роты батальона «Днепр-1» Алексей Челпанов с позывным «Альпинист» так прокомментировал нынешнюю ситуацию со взаимоотношениями военных и журналистов в зоне военного конфликта:
«То, какая пресса была раньше, и то, какая она стала сейчас – это небо и земля. Сегодня это действительно четвертая власть. Любая война, как бы грустно это не звучало, дает толчок к развитию. По СМИ это очень видно. Журналисты больше стали такими, какими они должны быть – они не делают выводов. Они освещают события».
Мария Завьялова акцентирует внимание на том, что для журналистов на противоположной стороне линии разграничения на Донбассе нет ни доступа, ни гарантий безопасности. Поэтому она бы не стала работать там в нынешних условиях.
«Для меня абсолютно очевидно, что риск для жизни несоизмерим с тем, что удастся там добыть. Ну да, я скажу, что бедные люди там, и, может быть, дойду до магазина прежде, чем меня в «подвал» упрячут. И все. Мне кажется, что нашим журналистам, которые работают на украинской стороне, туда ездить только как шпионам – тайно. Собирая информацию, как обычные жители. Сейчас поехать туда именно через аккредитацию – мало что они смогут там добыть», – говорит она.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)