(Друкуємо мовою оригіналу)
Это письмо мне хотелось написать уже давно.
За неполные 2 года оккупации я 9 раз ездил из Киева домой в Донецк и назад. Меня часто спрашивают о том, меняются ли настроения жителей «народной республики», и если меняются, то в какую сторону. Недавно этот вопрос задал мне один священник в Ивано-Франковске. Я ответил ему, что, на мой взгляд, настроения там не имеют принципиального значения.
Он возразил: «Можливо, зараз вже і не мають. Але 2 роки тому мали. Якби в нас тут з’явився поляк зі зброєю, проти нього встали б усі, навіть малі діти».
И с серьезным выражением лица кивнул на стоящую рядом девочку дошкольного возраста.
Он разделяет распространенное за пределами Донбасса мнение, что жители там «сами позвали Путина» и теперь «справедливо расплачиваются» за свои желания. Да еще и всех остальных граждан Украины вынудили за них расплачиваться
Этот священник не производит впечатления умалишенного, вовсе нет. И, тем не менее, он разделяет распространенное за пределами Донбасса мнение, что жители там «сами позвали Путина» и теперь «справедливо расплачиваются» за свои желания. Да еще и всех остальных граждан Украины вынудили за них расплачиваться.
На днях в сети выложили фотографии с организованного оккупационной властью празднования 9 мая в Донецке. Несколько десятков немолодых женщин с георгиевскими лентами, в панамках, раскрашенных в цвета «республики». Какой вой поднялся в комментариях среди патриотической части украинских пользователей Facebook! Опуская всю ругань, всю желчь, скажу, что этих дончан-коллаборанток в очередной раз обвинили в том, что именно они позвали в Украину российскую армию и, тем самым, способствовали агрессии. В очередной раз зазвучали призывы лишить пенсий население оккупированных территорий. Комментирование донецкой фотографии превратилось для патриотов в «пятиминутку ненависти» (Оруэлл, «1984»).
Среди патриотически настроенных украинцев принято смеяться (и зачастую справедливо) над неспособностью «ватников» мыслить и видеть элементарные причинно-следственные связи между событиями. Однако в данном случае жертвами «заболевания» стали сами патриоты
Среди патриотически настроенных украинцев принято смеяться (и зачастую справедливо) над неспособностью «ватников» мыслить и видеть элементарные причинно-следственные связи между событиями. Однако в данном случае жертвами «заболевания» стали сами патриоты. Ведь коллаборационизм – это следствие уже развязанной войны, а не ее причина. Можно сколько угодно обвинять этих людей в том, что они приняли участие в мероприятии, организованном оккупантами и, тем самым, как бы выразили им поддержку. Но считать, что сама оккупация стала возможной из-за того, что кто-то из них два года назад постоял на площади с плакатом «Россия, введи войска» – это, по-моему, верх глупости.
Недавно я увидел публикацию о том, что, благодаря нескольким тысячам голосов дончан, на конкурсе писанок в Киеве победила та, на которой были изображены символы Донецка. Комментарий, собравший значительное количество «лайков», был таким: «Было бы неплохо, если бы они так же отстояли и сам Донецк».
Делается простой, как «дважды два» вывод о том, что раз за пределами Донбасса «народных республик» не появилось, то значит, и люди на остальной части Украины качественно иные
Один из наиболее живучих мифов этой войны заключается в убеждении, будто объектом военной агрессии стал Донбасс. И дончане с луганчанами не только могли, но и должны были самостоятельно отразить ее. А раз они этого не сделали, раз позволили состояться псевдореферендуму 11 мая, то, значит, сами виноваты. Потому что «сепары». И конечно, делается простой, как «дважды два» вывод о том, что раз за пределами Донбасса «народных республик» не появилось, то значит, и люди на остальной части Украины качественно иные. Сознательные, патриотичные и неглупые. И всю ненависть за случившееся, весь свой праведный гнев и неиссякающую желчь «качественно иные» украинцы выливают в адрес дончан и луганчан, остающихся в оккупации:
«Працюй Україно на зрадників. Там наші люди? Та які вони наші? Як би вони були наші, то боролися би проти захарченків і росфашистів. Вони наші тільки тоді, коли хочуть пенсію від хунти. Відгородитись від цього бидла!»
«Какие «наши»?! Эти обозленные маразматички, которые в 14-ом травили наших ребят, бросались под машины наших военных, плевали в наших пленных?! Эти, которые привели войну в наш дом?! Ненавижу убогих!»
Казалось бы, давно уже всем здравомыслящим понятно, что одна из главных целей российской пропаганды состоит в том, чтобы представить войну как внутриукраинский конфликт, как результат раскола в самом украинском обществе. Весной 2014-го такого раскола, на который рассчитывали в Кремле, не случилось. Зато теперь многие украинцы демонстрируют готовность принять версию агрессора и обвинить во всем жителей Донбасса, тем самым, раскалывая общество, превращая конфликт из внешнего во внутренний.
Я хотел бы обратиться к наиболее рьяным обвинителям и задать им простой вопрос: так может, Путин тут не причем? Может быть, это действительно, «народ Донбасса» восстал против «фашистской (в их представлении) хунты», захватившей власть в Киеве, захотел жить в отдельном государстве, а Украина, в ответ на такое прекрасное желание, обстреливает там мирных жителей? Россия же просто помогает своим донецко-луганским «собратьям» обороняться. Если вы будете последовательны, дорогие патриоты, то начав с обвинения донецких бабулек, вы неизбежно закончите подобными выводами. Которые полностью устроят потирающего руки агрессора.
Давайте определимся: война идет между Россией и Украиной или между Киевом и Донбассом? Или одно, или другое. Одновременно эти две версии быть истинными не могут
Давайте определимся: война идет между Россией и Украиной или между Киевом и Донбассом? Или одно, или другое. Одновременно эти две версии быть истинными не могут. Если вы обвиняете жителей Донбасса в сепаратизме, значит, вы приняли российскую версию происходящего. Тогда какие у вас могут быть претензии к Путину?
Война идет не «на Донбассе», не «за Донбасс» и не «из-за Донбасса». Война идет за возможность существования независимого от Москвы Украинского государства
Война идет не «на Донбассе», не «за Донбасс» и не «из-за Донбасса». Война идет за возможность существования независимого от Москвы Украинского государства. За возможность выйти из состояния постсоветской Руїни и встать на путь цивилизованного развития. Ответственность за то, что она случилась, в равной мере лежит на жителях всех регионов, а не только тех, где идут боевые действия. И солдаты из Тернополя и Житомира гибнут не за Луганск и Донецк, а за страну и ее будущее.
Самая главная предпосылка, на мой взгляд, состоит именно в нежелании большинства украинцев брать на себя ответственность за страну и ее будущее, в стремлении замкнуться в своем «огороде» и надеяться, что «пронесет», что Донбассом все и закончится
Отгородившись от Донбасса, прокляв его и забыв о нем, вы не остановите войну против Украины. Вы даже не устраните предпосылок, сделавших войну возможной. Ведь самая главная предпосылка, на мой взгляд, состоит именно в нежелании большинства украинцев брать на себя ответственность за страну и ее будущее, в стремлении замкнуться в своем «огороде» и надеяться, что «пронесет», что Донбассом все и закончится. Что на дальнейшее наступление у Москвы не хватит ресурсов, да и Европа с Америкой не допустят. Убедить самих себя, что «мы ведь не такие идиоты, Путина звать не будем, пропаганде не поверим, а значит, и война у нас невозможна и «народная республика» у нас появиться не может». Как примитивно! И как наивно!
Теперь о настроениях. Если мы все таки согласны, что «ЛДНР» – это оккупированная часть украинской территории, то и часть населения, поддерживающая оккупантов – это жертвы. Даже не пропаганды – а массированной информационной агрессии. Искаженная картина реальности в их головах навязана им агрессором. Многие возразят: «А собственные глаза и голова для чего?» К сожалению, правда жизни заключается в том, что огромное множество людей довольно легко внушаемы и не обучены мыслить критически. Информационная агрессия направлена, в первую очередь, на них.
Учитывая, что в течение двух лет Украина даже не пытается ничего противопоставить российскому информационному влиянию на Донбасс, то можно ли многого требовать от населения оккупированных территорий?
Обвинять их в том, что они поддались влиянию – это, на мой взгляд, то же самое, что обвинять человека, впервые в жизни попавшего под артобстрел, в том, что он не знает, как правильно себя вести, чтобы уцелеть. Или обвинять человека, впервые в жизни столкнувшегося с опытными мошенниками, что он не распознал обман. И учитывая, что в течение двух лет Украина даже не пытается ничего противопоставить российскому информационному влиянию на Донбасс, то можно ли многого требовать от населения оккупированных территорий? И можно ли надеяться, что однажды внезапно прозревшие жертвы пропаганды сбросят власть боевиков и таким образом помогут нашей армии закончить войну?
И донецко-луганские «ватники», и рьяные патриоты-«вышиватники» стремятся переложить ответственность за происходящее с себя на кого-то
Представление о том, что на неоккупированной территории проживают люди, более устойчивые к пропаганде, нежели на Донбассе, тоже кажется мне наивным и очень далеким от реальности. Укажу лишь на одну общую для тех и других черту. И донецко-луганские «ватники», и рьяные патриоты-«вышиватники» стремятся переложить ответственность за происходящее с себя на кого-то, кто в их представлении является противником, стремятся назначить виновного в своих несчастьях. Для жертв российской пропаганды это – поддержавшие «киевскую хунту» «националисты», ненавидящие Донбасс и по причине этой ненависти якобы специально уничтожающие гражданское население. Для патриторов это – донецкие бабульки, принявшие 2 года назад участие в псевдореферендуме, а сейчас – в организованном оккупантами праздновании 9 мая. В обоих случаях ненависть ослепляет и блокирует способность мыслить и действовать правильно.
Александр Михайленко, журналист из Донецка
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org