(Друкуємо мовою оригіналу)
Почти каждая пятая школа или детский сад на Донбассе были разрушены в результате боев на Донбассе. Об этом в своем отчете заявил детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Своими силами фонд помог восстановить около 50 школ, также – профинансировать психологическую помощь детям. Однако обеспечить своим детям право на образование и детство придется все же Украине, и с этим пока – масса проблем.
По рассказу директора школы №13 города Славянск Анатолия Погорелова, психологическое состояние и детей, и учителей школ, которые пережили боевые действие, абсолютно разное. У некоторых детей, например, военные действия вызвали психологические травмы, которые выражаются в агрессии, нарушении коммуникации и т.д.
В свою очередь директор школы №1 в селе Теплом Станично-Луганского района Луганской области Татьяна Шапиго говорит, что постоянное присутствие военных в селе и окрестностях вызывает у детей беспокойство. Хотя, при этом, отношение к украинским военным в целом положительное: напряженность вызывает именно близость зоны боевых действий.
Об этом они рассказали в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
Погорелов говорит, что их школе приходилось работать при правовом нигилизме, который имел место во время, когда город находился под контролем группировки «ДНР». Тогда учителя школ ощущали абсолютную незащищенность, а за высказывание своих взглядов могли убить.
Сепаратисты требовали, чтобы дети ходили в школу, хотя была постоянная угроза жизни
«Сепаратисты требовали, чтобы дети ходили, хотя была явная постоянная угроза жизни. Все относились по-разному. Убеждал родителей и учеников, что нужно переходить на дистанционный формат. Мы просто общались через интернет с родителями и учениками. Что нужно покидать город и доучиться учебный год в других городах. Многие воспользовались этой возможностью. В моей школе практически не оставалось учеников», – рассказал директор славянской школы.
«Был случай, когда в школу попал снаряд, а мы все спустились в подвал. И тут началось самое интересное: через пять минут после попадания к нам приехало российское телевидение. Начали спрашивать: «А где же ваши пострадавшие?»; «Где же трупы?». К счастью, таковых не оказалось. Они расстроились. Но в итоге вышел необъективный сюжет, в котором якобы украинские военные обстреляли», – говорит Анатолий Погорелов.
По его словам, организация ЮНИСЕФ очень помогла школе после освобождения Славянска. Но не только она. Помогали волонтеры и различные фонды.
«Всем миром школу восстановили. Вообще все школы города после освобождения получили в помощь определенные организации или определенных лиц, которые помогали в восстановлении, своего мецената. Что касается школ и детских садов, то все лучше, чем было перед войной. Что касается жилого фонда, то у многих еще остаются разбитые дома, крыши, окна. Особенно в районе села Семеновка», – говорит он.
Татьяна Шапиго рассказывает, что и сейчас, когда вдалеке раздаются мощные взрывы, в классах трясутся окна.
«Когда боевые действия были совсем близко, то попаданий в школу не было. Но у нас очень дребезжали окна и расшатались. Теперь это так и осталось, в таком состоянии. Еще мне как руководителю очень тревожно за детей. У нас осуществляется подвоз детей из трех сел. И когда отправляется автобус за детьми и везет их в школу или из школы, очень переживаем», – говорит она.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)