(Друкуємо мовою оригіналу)
Любовка, Дебальцево, Новозвановка, Изварино – в этих населенных пунктах на не подконтрольной Украине части Донбасса сепаратисты не дают представителям миссии ОБСЕ свободно передвигаться. Об этом говорится в одном из последних отчетов специальной мониторинговой миссии. В группировке «ДНР», однако, утверждают, что миссия ОБСЕ – как неотъемлемая часть Минска-2 – работает свободно.
Представители группировок «ДНР» и «ЛНР» используют разные поводы, чтобы не допустить специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на военные объекты. Иногда требуют необязательные документы, иногда рассказывают, что у них нет ключей от складов и площадок, иногда даже не называют никаких причин. Об этом, в частности, говорится в одном из последних отчетов СММ.
Информацию о перегруппировках тяжелого вооружения боевики скрывают и не дают проверить ее сотрудникам миссии, рассказывает первый заместитель главы СММ ОБСЕ в Украине Александр Хуг.
«Мы услышали о том, что пребывает вооружение в Изварино в районе Луганска. Мы направили туда наших наблюдателей, и члены «ЛНР» сказали нам покинуть территорию и выпроводили из города. Также члены «ДНР» требуют паспорта от наших наблюдателей на блокпостах. Были случаи, когда нашим наблюдателям не давали доступ на площадки, куда было отведено тяжелое вооружение, проверить, есть оно там или его нет. Из нашего опыта мы знаем, что когда люди не разрешают нам наблюдать, то им есть что от нас прятать», – заявил Александр Хуг.
«Сепаратистам выгоднее просто не пустить представителя ОБСЕ»
Миссия ОБСЕ не может требовать, чтобы ее пропустили на тот или иной объект, объясняют эксперты. Если наблюдателей не пропускают, они пишут в отчете о недопуске. Такой вывод СММ выгоднее боевикам, чем если бы, например, наблюдатели обнаружили на месте запрещенное вооружение, считает координатор движения «Сильні громади Донеччини», политолог Валентин Красноперов.
«Боевикам, поскольку у них точно концентрация складов, оружия, которое нужно было давно отвести, лучше поставить представителя ОБСЕ перед фактом, что не покажут, чем если он заметит калибр больше 120 мм. Поэтому и не пускают и поэтому в отчетах ОБСЕ вывод – недопуск», – добавляет он.
В группировке «ЛНР» заявление СММ ОБСЕ пока не комментировали. Представители же группировки «ДНР» утверждают: сотрудники ОБСЕ имеют свободный доступ на любой интересующий их объект. Наталья Никонорова, называющая себя «и.о. министра иностранных дел ДНР» заявила, что в случае опасности представителям миссии даже готовы предоставить охрану.
«Все инциденты, которые были связаны с миссией ОБСЕ, расследованы, и им дана правовая оценка. Если, по мнению ОБСЕ, им необходимо усиление охраны, то мы можем это реализовать, опять-таки, силами наших правоохранительных структур», – отметила Наталья Никонорова.
«Миссия ОБСЕ пытается лавировать и не указывает, кто стреляет»
Активист общественной организации «Донбасс SOS» Евгения Величко часто общается с жителями прифронтовой зоны. Волонтер считает, что даже в тех местах, где миссия ОБСЕ имеет доступ на все интересующие ее объекты, она не делает или не хочет делать очевидных выводов.
«После Еленовки на ОБСЕ ругались. Люди, которые живут в Еленовке, говорили, что ОБСЕ там «занималась профанацией» – это цитата. Наблюдатели не опросили всех свидетелей, не провели аэросъемку местности. Миссия пытается лавировать: ни в одном отчете четко не указано, кто совершал обстрел», – говорит Евгения Величко.
Представители же ОБСЕ отвечают: при сборе информации и выводах оперируют лишь проверенными данными и методами.
В целом же руководители миссии уверены, что ни празднования, ни парады на территории под контролем сепаратистов не оправдывают передвижение тяжелого вооружения. Это в любом случае – нарушение Минских договоренностей. Миссия ОБСЕ призывает использовать относительное затишье не для разведки и перегруппировки, а для разминирования и восстановления школ и больниц.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)