(Друкуємо мовою оригіналу)
Два года назад 28 апреля в Донецке прошел последний проукраинский марш. В этот день в 2014 году в Донецке было неспокойно. Утром пророссийские сепаратисты напали на центральный офис «ПриватБанка», срывали украинские флаги с административных зданий и забросали коктейлями Молотова колонну Автомайдана. Вечером на шествие проукраинских дончан напало несколько тысяч сепаратистов с битами, травматическим оружием и взрывпакетами. Марш перерос в побоище. Российские же каналы сообщали о том, что это проукраинские активисты избивали мирных пророссийски настроенных граждан.
28 апреля 2014 года. Несколько тысяч дончан собрались у стадиона «Олимпийский», чтобы пройти маршем по улице Артема. Политолог Олег Саакян был одним из организаторов шествия. Говорит, что знал об опасности, но сидеть, сложа руки, сил не было.
«Мы предупреждали людей, что понимаем все риски и не призываем никого выходит, но мы лично пойдём. И несколько тысяч приняли решение, что они пойдут – на последний рывок. Все понимали, что город уже больше месяца жил в состоянии террора», – вспоминает он.
«На наш марш напало несколько тысяч боевиков с дубинками, взрывчаткой. Милиция расступилась, помогая боевикам нападать», – утверждает дончанин Олег Саакян.
«Было разочарование и ощущение, что мы остались в одиночестве»
Олегу в тот день рассекли голову металлической дубиной. Еще один участник шествия, Сергей Стуканов, когда шел на акцию, договаривался с друзьями о путях отступления в случае нападения. Но нападение всё равно застало врасплох.
«Шел, потому что понимал, что много людей не согласны со сценарием «русской весны», – говорит он. – Милиция, хоть их и было много, никаким образом не защитила. Толпа напала на шествие сзади, было много пострадавших. Было разочарование и ощущение, что мы остались в одиночестве».
Вскоре, после событий в Донецке и временной оккупации ряда городов области, МВД Украины начнет расследование с целью выяснить, кто из местных правоохранителей сотрудничал с сепаратистами.
«Били не только взрослых мужчин»
Колонна проукраинских активистов смогла пройти лишь несколько кварталов. На пересечении улицы Артема и проспекта Панфилова на колонну напали вооруженные люди с нашивками «ДНР», «Новороссия» и георгиевскими лентами. Они начали избивать шествие. В толпу полетели петарды, дымовые шашки и светошумовая граната.
Участник митинга Артур Шевцов, вспоминая тот день, говорит, что не предполагал, что эта акция станет последней. На 30 апреля был запланирован еще один митинг.
«На проукраинское шествие напали вооруженные молодчики. Они применяли дубинки, петарды, фаера и металические пруты. Сама драка была довольно жесткой: били не только взрослых мужчин – нападали на пожилых, на женщин», – рассказывает Артур Шевцов.
Российские каналы тогда назвали проукраинский марш «националистическим». По словам корреспондентов, «на мирных пророссийских активистов» напали «проукраински настроенные молодчики».
«Политического сепаратизма, как в Крыму, в Донецке не было»
Историк Игорь Тодоров, вспоминая те события, говорит, что исторических предпосылок для всплеска сепаратизма в Донецке не было.
«Пророссийские настроения в Донецке всегда были, но на бытовом уровне. Они находили отражение в позиции Партии регионов. Но политического сепаратизма, как в Крыму, в Донецке до марта 2014 года не наблюдалось. Это – исключительно деятельность спецслужб, которые опирались на местных колаборантов. Никаких таких событий в Донецке не могло быть, если бы не было внешнего вмешательства», – уверен историк.
Несмотря на то, что Донецк сейчас не подконтролен украинской власти, участники проукраинских митингов и сегодня говорят: все равно бы вышли тогда на акцию. И верят, что смогут пройти маршем по освобожденному Донецку.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)