(Друкуємо мовою оригіналу)
«Недавно на Украине гостил один высокопоставленный кремлёвский идеолог. Ему там, я подозреваю, было достаточно плохо. И вообще предполагаю, что он боялся, что у него украдут портфель и срежут воротник с пальто. Он до того был потрясён бесстыдством и бездарностью вот этих представителей «русского мира», которые вообще не в состоянии организовать ничего, кроме очередного ограбления, – что ему можно только посочувствовать» – эта цитата из недавнего интервью Александра Невзорова касательно приезда в Донецк Суркова вполне может быть своеобразным эпиграфом ко всем бизнес-процессам, которые сейчас происходят на территории, подконтрольной «ДНР».
Взращённые и вскормленные из рук Кремля, «народные республики» не перестают удивлять своим абсолютным цинизмом даже тех, кто ещё недавно кормил их из собственных ладоней. Оно и понятно: геополитические высоты Суркова и Путина едва ли ясны тем, кто ещё вчера был в лучшем случае электромехаником, а то и вовсе являясь криминальным авторитетом или маргиналом из подворотен.
Отжимать» более нечего: переданные в «государственное» пользование отели, вроде «Виктории» и «Отптимы», в которых сейчас размещаются боевики; «отжатые» для военных нужд общежития и профилактории; занятые «гэбистами» прокурорские дачи и элитные бутики; целые сети АЗС
Казалось бы, в самом Донецке «отжимать» более нечего: переданные в «государственное» пользование отели, вроде «Виктории» и «Отптимы», в которых сейчас размещаются боевики; «отжатые» для военных нужд общежития и профилактории; занятые «гэбистами» прокурорские дачи и элитные бутики; целые сети АЗС, «бесхозно валявшиеся» до прихода бравых бойцов из «Востока»; торговая сеть «АТБ», превратившаяся в «Первый республиканский»… – список можно продолжать бесконечно. Но, как оказывается, бесконечность в донецких реалиях – не просто фигура речи, и за короткие 2–3 месяца нового года боевики успели пополнить свою копилку новыми «достижениями».
Так, в конце января был занят один из ключевых в плане рабочих мест объектов города, а именно – донецкий мясокомбинат, располагающийся почти в самом центре, по проспекту Ильича. С этого момента и до сегодняшнего дня автостоянка и, собственно, главный вход на производство обнесены в буквальном смысле колючей проволокой, а саму стоянку время от времени пополняют военные КАМАЗы с брезентом для перевозки людей и боеприпасов. Надо сказать, что за самим мясокомбинатом находятся теперь уже бывшие непродовольственные склады, товар с которых поступал на все основные крупнейшие торговые базы в округе. Стоит ли говорить, что и эти помещения и территории теперь находятся в «государственном» пользовании и служат общим успехам в войне?
Одним из последних «отжимов» является превращённый в «Parus» супермаркет «Varus», находящийся в ТРЦ «Донецк-сити»
Одним из последних «отжимов» является превращённый в «Parus» супермаркет «Varus», находящийся в ТРЦ «Донецк-сити». Собственно, разграбление супермаркета и самого центра произошло ещё во времена Стрелкова, и на данный момент речь идёт лишь о занятой площади, в которой откроется уже российская сеть.
98% фармацевтического и продовольственного бизнеса в «ДНР» занимают российские компании, поставляющие в Донецк продукты и медикаменты
Впрочем, российский бизнес на этом здесь только начинается. 98% фармацевтического и продовольственного бизнеса на территории, контролируемой «ДНР», занимают российские компании, поставляющие в Донецк продукты и медикаменты. Это же относится и к оборудованию для мобильной связи и телекоммуникаций, не считая, опять-таки, уже «отжатого» ранее вроде бы «Киевстара», превращённого в интернет-провайдера «Феникс». Примечательно, что когда я ещё на заре тотальной экспроприации позвонил в службу поддержки «Киевстар» и попытался узнать, собираются ли они продолжать свою деятельность в Донецке, то мне невероятно вежливо был дан ответ: «К сожалению, нашим оборудованием в Донецке пользуется какая-то другая компания, название которой я вам подсказать не смогу. Но мы свою деятельность в городе Донецк прекратили». Парень едва не извинялся за то, что не знал названия «Феникс», укравшего у них оборудование. Но это – лирическое отступление.
При этом сохранить свой когда-то украинский бизнес на территории, захваченной «ДНР», абсолютно реально. Для этого всего лишь необходимо платить налоги в казну «республики». А так как для украинских компаний публично это делать нельзя, то «Фокстрот» превращается в «Фокса», «Эпицентр» – в «Галактику», «Экомаркет» теперь – «Нова-Терра», ну а «Ашан» благополучно стал «Сигмой». Примечательно, что в большинстве этих компаний не поменялся даже сам персонал, который просто уволили по украинскому законодательству и вновь приняли на работу уже по законам «республики».
Но главное даже не в этом. В Донецке на сегодняшний день действует общинно-родовой строй, основанный на связях, взятках, «мазах» и общем принципе: у кого дуло шире, тот и прав. А сама судебная система «ДНР» – это тайна, покрытая мраком: существует ли она вообще, и, если существует, то способна ли выносить хоть какие-то приговоры, не связанные с расстрелами и смертной казнью?
Прожив в «республиканской» системе координат без малого два года, я до сих пор не могу чётко ответить, что лежит в основе судебного, уголовного, семейного и других ветвей права «республики»
Прожив в «республиканской» системе координат без малого два года, я до сих пор не могу чётко ответить, что лежит в основе судебного, уголовного, семейного и других ветвей права «республики»: для части «законов» в качестве образца взяты нормы права УССР, часть ещё летом 2014-го была переориентирована под российское законодательство. Вместе с тем, в медицине до сих пор ссылаются на законодательство Украины, которое в этой области так никто и не отменял. И одновременно с этим продолжает работать «Народный совет», штампующий новые «республиканские» акты, как горячие пирожки.
И если, к примеру, вам, руководствуясь ничем более, кроме как собственным персональным желанием, от скуки набьёт морду какой-нибудь местный лейтенант, прогуливаясь вечером по набережной (случай чего я недавно наблюдал лично), – то единственным способом привлечь его хоть к какой-то ответственности будет иметь в своём запасе знакомого майора из этой же банды.
По данному принципу строится и система местного бизнеса, когда мелких рыбёшек «крышуют» более крупные, ну а тех, в свою очередь, тяжеловесы-киты.
Этот принцип, к моему большому сожалению, был недавно продемонстрирован и на нашей семье, когда одного из моих дальних родственников вечером избили боевики «Сомали» только за то, что тот с донецкой пропиской шёл мимо их базы в Макеевке и не смог внятно объяснить, что он здесь делает. Но ожидаемой внятности у него и быть не могло: мужчина недавно перенёс инсульт, после чего речь практически не восстановилась, из-за чего защитники «русского мира» приняли его за пьяного. После снятых побоев жена отправилась в часть, на что получила один короткий ответ – «это война». Чтобы не выставлять себя на посмешище, в суд они даже не пошли.
Cергей Андреев, безработный, город Макеевка
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org