(Друкуємо мовою оригіналу)
Уже больше года тысячи людей на Донбассе живут в вакууме власти. И если этой весной они почувствовали себя в относительной безопасности, то многие другие проблемы, например опасность гуманитарной катастрофы, до сих пор не решены.
О том, как живут люди в прифронтовой зоне, в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказали корреспонденты Киевского бюро Радио Свобода Андрей Дубчак и Марьян Кушнир, которые только вернулись оттуда.
– Чем они занимаются, чем живут?
Кушнир: В Сизом (одно из сел, где побывали корреспонденты – ред.) они ничем не живут. Сидят в домах, где окна закрыты покрывалами, чтобы не шел свет и не было никаких бликов, так как на неподконтрольной Украине территории работают снайперы. У них есть только маленький разминированный клочок земли, а по дороге домой со всех сторон – мины. Их терроризирует неопределенность того, что будет завтра. В Золотом есть шахта «Карбонит», на которой люди пытаются зарабатывать. Авдеевка для меня – вообще контраст: в промзоне идут бои, а в центре города кипит жизнь.
– Это пару десятков километров от линии фронта?
Дубчак: Нет, Авдеевка находится в полутора километрах оттуда. Прекрасно слышно, как работают минометы и стрелковое оружие, как взрываются снаряды, прилетающие с той стороны, и люди спокойно реагируют. Я наблюдал, как во время этого люди играют в теннис в центре города. В Луганске, наоборот, все пытаются спрятаться, не выходить на улицу, жить в закрытых помещениях. В Авдеевке люди живут нормальной полноценной жизнью.
– Как думаете, в чем причина?
Дубчак: Люди привыкли, и это, наверное, наиболее опасно. Они не думают о том, что завтра может вновь прилететь снаряд. Так же произошло в Зайцево несколько дней назад, где один из мирных жителей пострадал, потому что остался ночевать в доме во время артиллерийской атаки.
Кушнир: Крупные калибры стреляют, в основном, ночью. Местные жители ночуют дальше от линии столкновения, а днем приходят и присмотреть над своим хозяйством.
– Вы говорите, что на этих территориях смотрят российские новости. Отражается ли это на сознании людей?
Дубчак: Однозначно. Женщина, которая читала стихи в Золотом, в конце разговора сказала: «Мы – русские. Зачем нас пришли убивать?» До этого она говорила, что украинского телевидения там нет. Ситуация катастрофическая, поскольку по всей линии столкновения телевидения и радио нет. Если говорить о пожилых людях, то интернетом они не пользуются.
– То есть в сложившейся ситуации они винят Украину?
Кушнир: Получается, что так. Они слушают о том, как «наступает» и «карает» украинская армия. Эта пропаганда работает на людей, забивает им мозги, а потом они выступают против украинской армии. На самом деле, стоит отдать должное в этой борьбе ВСУ. Они пытаются работать с местным населением, помогать, показывать, что украинская армия не пришла «карать». Люди в Золотом говорили, что бойцы, которые приехали по новой ротации, очень помогают местным. Кстати, мужчин в городе немного и где они – неизвестно.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)