Доступність посилання

ТОП новини

«Политические атеисты» Донбасса


Иллюстрационное фото. Местный житель в разрушенном доме в Макеевке. 24 марта 2016 года
Иллюстрационное фото. Местный житель в разрушенном доме в Макеевке. 24 марта 2016 года

Жители региона – абсолютно аморфный в политическом смысле материал, ни одна из политических сил тут не имеет симпатий

(Друкуємо мовою оригіналу)

КНДР – страна победившего атеизма, на чьей территории подавляющее большинство граждан считают себя неверующими, лишь изредка разбавляясь несущественными вкраплениями христиан и буддистов. Нечто похожее можно сейчас наблюдать и в политическом поле Донбасса, причём обеих его частей – как подконтрольной, так и оккупированной.

За два года войны на этих землях сложилась уникальная ситуация, которую уже стали с интересом изучать некоторые социологи и статисты: большая часть населения – абсолютно аморфный в политическом смысле материал, не имеющий явных симпатий уже ни к одной из политических сил, словно последних здесь не существует.

«Политические атеисты», как мы можем позволить себе назвать этих людей, безусловно, однажды вышли из «глубоко верующих»

«Политические атеисты», как мы можем позволить себе назвать этих людей, безусловно, однажды вышли из «глубоко верующих». Последним обычно была свойственна вера в Партию регионов и КПУ. Но после прекращения политической жизни последней и бегства лидеров первой, электоральный контингент Донбасса, и до того не имевший особых симпатий к украинским националистическим силам, теперь и вовсе остался не у дел.

У тех, кто живёт в Краматорске, лишь большее поле для разочарования, чем у тех, кто остался в Донецке

Конечно, присутствует некоторая разница между населением на оккупированных территориях и территориях, подконтрольных Украине. Но разница эта – лишь количественная, а не качественная, когда у тех, кто живёт в Краматорске, лишь большее поле для разочарования, чем у тех, кто остался в Донецке.

Последним, собственно, разочаровываться практически не в ком: выбор между «Донецкой республикой» и «Свободным Донбассом» едва ли можно считать серьёзным. С политическим рынком России здесь не знакомы, да и, по сути, вряд ли придётся познакомиться. О нынешнем составе украинского парламента у местных аборигенов имеются лишь смутные представления, старательно стирающиеся полным отсутствием украинского медийного пространства. Одним словом – голое поле, не иначе.

Чего совсем нельзя сказать о так называемых «донецких киевских» – собирательное название выходцев из Донбасса, переехавших в Киев и другие регионы страны. Применительно к более узкому кругу входящих в эту группу людей, а именно – проживающих конкретно в столице, можно с уверенностью утверждать, что отмершие клетки политических предпочтений начинают восстанавливаться пропорционально их вливанию в социальную жизнь страны. Разумеется, сделать это проще и легче в больших мегаполисах, где процент «политических атеистов» Донбасса меньше в разы.

Уже более полугода в так называемой «ДНР» идёт самый тщательный анализ и мониторинг электоральных предпочтений местного населения, включающий в себя и анализ идейного соотношения всего «республиканского» и украинского

А теперь – небольшой сюрприз. Впрочем, сюрприз это лишь для тех, кто не знает природы Ахметова и других олигархов, имеющих свои виды на территории оккупации. Как стало недавно известно, уже более полугода в так называемой «ДНР» идёт самый тщательный анализ и мониторинг электоральных предпочтений местного населения, включающий в себя и анализ идейного соотношения всего «республиканского» и украинского.

Проводит данные исследования Research & Branding Group, чьи подопечные в своё время проводили исследование политического рынка для Партии регионов и группы компаний СКМ. Директором Research & Branding Group является Евгений Копатько – известный в Украине социолог, проводивший мониторинг практически всех видов избирательных процессов в Украине.

В опросе, как правило, участвовали жители Харцызска, Макеевки и Донецка, причём с обязательным включением хотя бы в одну из групп как бывших, так и нынешних «ополченцев»

Что касается самих исследований на оккупированных территориях, то до недавнего времени все они проводились в виртуальном режиме. Процесс происходил следующим образом: набиралось определённое количество групп из местного населения (обычно – 15-20 по 6 человек в каждой), которые бы представляли реальную социологическую выборку по параметрам возраста, пола, занятости и других категорий. В опросе, как правило, участвовали жители Харцызска, Макеевки и Донецка, причём с обязательным включением хотя бы в одну из групп как бывших, так и нынешних «ополченцев». Поскольку опрос происходил в виртуальном режиме, то от опрашиваемых требовались развёрнутые ответы в чате на целый спектр вопросов: от отношения к украинским СМИ и политикам до их видения разрешения конфликта в Донбассе. В целом весь опрос условно делился на две большие группы – обычных рядовых жителей и тех, кто пострадал от военных действий, получив увечья либо потеряв жильё. В первой группе оплата производилась в размере 300 рублей на человека разово, которые буквально на следующий день перечислялись на удобную респонденту кредитную карту, тогда как для второй группы оплата была несколько выше (точных данных по ней нет, так как удалось пообщаться с человеком лишь из первой категории).

На сегодняшний день сотрудники Research & Branding Group получили негласное разрешение работать в Донецке, в результате чего опросы стали устными, фиксируемыми на диктофон. Пообщавшись с одним из участников, единственно придерживавшемся проукраинских взглядов из всех 6 человек в данной группе, я получил довольно ожидаемый прогноз той ситуации, которая сегодня царит в умах людей в оккупации. Примечательно, что в группе находился и один «ополченец», сидевший тут же в одном из зданий на «Пожарке» в камуфляже, что сразу же было оговорено девушкой, проводившей опрос. Она сказала, что его форма никаким образом не должна влиять на остальных участников исследования, и каждый может говорить то, что думает, за что, собственно, им и собираются заплатить. При этом вопросы были следующего рода:

1. Каково ваше отношение к политической элите украинской власти, включая премьера и президента?

2. Как вы относитесь к украинским СМИ, верите ли им и смотрите ли вообще? Почему?

3. Ваше отношение к Захарченко и Пушилину?

4. Считаете ли Россию всё ещё братской страной?

5. Ваше видение решения конфликта в Донбассе? Возможно ли примирение с Украиной и как вы сами оценили бы такой ход?

Несмотря на чёткость вопросов (которые не исчерпываются указанными), на большую часть из них была получена «каша». Так, в отношении украинских СМИ все респонденты (кроме моего знакомого) ответили в духе «меня от них тошнит» или «не смотрю и смотреть не буду», при этом у каждого дома оказался действующим хотя бы один украинский канал (в основном – «1+1»).

Такой же ответ был получен и на вопрос об украинских политиках, уже традиционно названных «нацистскими» и лжецами. Это из ожидаемого. Но! Ровно все 6 человек, как один, точно так же полили грязью и самого Захарченко

Такой же ответ был получен и на вопрос об украинских политиках, уже традиционно названных «нацистскими» и лжецами. Это из ожидаемого. Но! Ровно все 6 человек, как один, точно так же полили грязью и самого Захарченко, включая и «ополченца», который назвал его «вором, сливающим Украине Донбасс». К наибольшей туманности привёл ответ о будущем Донбасса и решении нынешнего конфликта, когда варианты разнились от «автономии в составе федерации» (причём украинской) до объединения двух «республик» «во что-то одно». В политическом же отношении общим результатом опроса можно назвать позицию «не столько за «ДНР», сколько против Украины», которая, как выяснилось, была свойственна большинству и в других группах в тот день.

Но больше волнует другое. На фоне последних сообщений в украинских СМИ (в частности – «Зеркала недели») о том, что якобы идут негласные переговоры между Порошенко, Медведчуком и Путиным о назначении Ахметова руководителем на оккупированные территории и замене его Захарченко, то, проводимые уже полгода социологами Ахметова, исследования более чем вписываются в эту картину.

Сам Ринат Леонидович как нельзя лучше соответствует образу новой иконы местных «политических атеистов»

Ведь сам Ринат Леонидович как нельзя лучше соответствует образу новой иконы местных «политических атеистов», не ассоциируясь с Украиной и её властью в целом – с одной стороны, и имея личный авторитет, грозящий перерасти в культ Ким Чен Ира (по аналогии с атеистами КНДР), – с другой.

Говорят, каждой новости нужно дать отстояться. Но если история с одиссеей Ахметова – правда и станет возможной, то единственным вопросом будет вопрос о том, проглотим ли мы наживку такого мира, который уже однажды вылился для нашей страны в эту войну – или всё же доведём донбасский вопрос до конца?

Cергей Андреев, безработный, город Макеевка

Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода


Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org

XS
SM
MD
LG