(Друкуємо мовою оригіналу)
Без полного комплекта оборудования и с нехваткой кадров сейчас работает взрывотехническая служба (ВТС) Луганской области. И квалифицированные сотрудники, и оборудование, и даже коллекции изъятых снарядов остались на неподконтрольной территории. Теперь в Северодонецке создан коллектив, который пока не оснащен должным образом, но руководство обещает закрыть этот вопрос уже в ближайшее время. Первые шаги сделаны – взрывотехникам выделили транспорт. Несмотря на сложности с оборудованием эксперты продолжают искать боеприпасы, оставленные сепаратистами. А также уничтожать самодельную взрывчатку на территории Луганской области, которая подконтрольна Украине.
В 2014 году, когда государственные службы выезжали из занятого сепаратистами Луганска, сотрудники взрывотехнической службы почти все остались на неподконтрольной территории. Единицы не захотели работать на так называемую «ЛНР». Поэтому новую команду пришлось собирать практически с нуля, рассказывает начальник взрывотехнической службы в Луганской области Игорь Гаврилюк (имя и фамилия изменены в целях безопасности). Одни сотрудники – вынужденные переселенцы, ранее работавшие во взрывотехнической службе; другие работали в Северодонецке в милиции, но не экспертами-взрывотехниками, говорит Игорь Гаврилюк.
«Все молодые сотрудники, которые не имеют нужной подготовки. То есть никаких специальных взрывотехнических или инженерных курсов они не проходили. В данный момент в Министерстве разрабатывается программа подготовки по нашему направлению. Скорее всего летом или в сентябре она заработает», – объясняет начальник взрывотехнической службы Луганской области
Несмотря на нехватку кадров в Луганской областной взрывотехнической службе, набирать людей ради количества, никто не собирается, говорят в руководстве. Любая ошибка в профессии взрывотехника может стоить жизни самому сотруднику, и его коллегам. Поэтому работают небольшой командой, но по всей области, утверждают взрывотехники.
«Выезд на место взрыва, выезд на место пожара, осмотр обнаруженных предметов, изъятие взрывоопасных предметов, обезвреживание и уничтожение самодельных устройств. В данный момент больше всего выезжаем на изъятия обнаруженных схронов. То есть закладка, или брошенный боеприпас, тайник в земле и в заброшенном лесу», – рассказал начальник ВТС.
Пока взрывотехники оставленные боеприпасы только ищут. Изымают. Но не уничтожают. Специалистов недостаточно, да и боевые действия еще идут. Хотя в начале конфликта на востоке Украины эта ноша легла именно на плечи взрывотехнической службы и государственной службы по чрезвычайным ситуациям.
«Там было больше осмотр мест происшествий по факту взрыва, когда проводились обстрелы. Тогда страдали люди, разрушались помещения. Изъятий не было. После того как линия фронта остановилась, уже пошли изъятия», – говорят взрывотехники.
В Луганске остались не только специалисты, но и транспорт, и роботы. На новом месте, в Северодонецке, вопрос с транспортом уже частично решен. У взрывотехников уже есть легковая машина, сейчас хотят купить и микроавтобус. В ближайшее время должны предоставить и все нужное оборудование.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)