(Друкуємо мовою оригіналу)
В последнее время в СМИ всё чаще стала подниматься тема относительной стабильности жизни в «ДНР» в сравнении с украинскими реалиями.
Пропагандистского зерна в «республиканском» оптимизме становится всё меньше – и появляется угроза реальных аргументов
Разумеется, сама «республика» в этом отношении не изменяет своему пропагандистскому курсу, который был взят ещё с первых майских дней 2014-го: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Но с течением времени и всё большей рефлексии национальной мысли, постепенно отходящей от эмоций революций и войн и приходящей к скупому расчёту, пропагандистского зерна в «республиканском» оптимизме становится всё меньше – и появляется угроза реальных аргументов для сторонников «народных земель».
Такое сближение весовых чаш обеих сторон – вовсе не заслуга «республики»: жить здесь так же несладко, как и полгода назад
В первую очередь стоить сказать, что такое сближение весовых чаш обеих сторон – вовсе не заслуга «республики»: жить здесь так же несладко, как и полгода назад, и говорить о налаживании «республиканских» реалий можно лишь в сравнении с пиком кризиса на оккупированных территориях, когда повсеместный дефицит сопровождался заоблачными ценами на то, что всё-таки просачивалось в зазеркалье, попутно совмещаясь с залпом орудий.
Сейчас всего этого нет. В центре Донецка лишь изредка слышны тревожные звуки с окраин, магазины забиты продуктами, а социальные выплаты пенсионерам и учителям выплачивают пока с завидной регулярностью. Так что речь скорее идёт о тревожных симптомах украинской экономики и национальной валюты, в новом году демонстрирующих падение даже в отношении данных на осень. Безусловно, и в «ДНР» есть целый ряд социальных слоёв, которым куда сложнее, чем их коллегам в самой Украине: на некоторых коммунальных предприятиях по несколько месяцев не выплачивают заработную плату; примерно в таком же положении и целый ряд шахт Макеевки и Донецка; студенты всё ещё находятся в «подвешенном» состоянии, постоянно сталкиваясь с проблемой адаптации к российским или украинским реалиям, если решают покинуть «ДНР» с «республиканским» дипломом.
Но основные показатели социальной жизни действительно не только не уступают украинским, но в некоторых аспектах (вроде расценок на свет и отопление) и превосходят отечественные показатели в лучшую сторону
Но основные показатели социальной жизни – цены на продукты питания, коммунальные тарифы, функционирование инфраструктуры и прочее – действительно не только не уступают украинским, но в некоторых аспектах (вроде расценок на свет и отопление) и превосходят отечественные показатели в лучшую сторону. И тот факт, что стало возможным в принципе сравнивать жизнь в оккупации с жизнью на подконтрольной части, говорит о многом, что было невозможно ещё год-полтора назад.
Сделать объективный мониторинг едва ли возможно, так как спекуляция в «ДНР» сравнима с концом 90-ых
Чтобы не быть голословным и позволить сравнить основной ценовой спектр товаров «республики» и подконтрольной Украине территории, приведу цены на некоторые наиболее значимые товары, которые актуальны на начало марта. Сразу оговорюсь, что сделать объективный мониторинг – даже по одному Донецку – едва ли возможно, так как спекуляция в «ДНР», особенно на непродуктовую группу товаров, сравнима с концом 90-ых, и один и тот же предмет можно купить в три, а то и в четыре раза дешевле, лишь завернув за угол того же рынка.
Кроме того, часть продукции теперь уже с успехом выпускается под брендом «сделано в ДНР-ЛНР», чему соответствуют специальные яркие наклейки с такой же яркой ценой – она действительно на порядок ниже российской. Поэтому речь пойдёт лишь о минимальных ценах, которые можно обнаружить в крупнейших торговых сетях Донецка на тот или иной продукт. Для адекватного сравнения товаров цены следует делить на 2,8, хотя в самом Донецке курс гривны к рублю немного иной.
Итак:
Хлеб – 8 рублей
Спички (упаковка, 20 штук) – 23 рубля
Туалетная бумага – 9 рублей
Мыло – 17 рублей (кусок)
Сода – 19 рублей
Сахар – 48 рублей
Вермишель «Мивина» – 10 рублей
Макаронные изделия – 27 рублей (килограмм)
Морковь – 26 рублей
Чеснок – 180 рублей
Лимон – 150 рублей
Петрушка – 248 рублей (килограмм)
Печень свиная – 105 рублей
Печень говяжья – 140 рублей
Свинина – 210 рублей
Говядина – 230 рублей
Окорок куриный – 127 рублей (килограмм)
Сыр твёрдый – 370 рублей
Кетчуп «Торчин» – 30 рублей
Маргарин – 25 рублей (250 грамм)
Масло сливочное – 51 рублей (200 грамм)
Спрэд – 27 рублей (200 грамм), производство «ДНР», Горловка
Масло подсолнечное – 76 рублей
Овсянка – 34 рубля
Гречка – 61 рубль
Рис – 56 рублей (круглозернистый)
Судить о соотношении «республиканских» цен с киевскими я предоставлю самим киевлянам, так как точных данных по Киеву у меня нет. Но дело даже не в цифрах. Точнее, не только в них.
Ментальность Донбасса такова, что, когда разъедается ценовая грань между «республиканской» и «украинской» колбасой или сыром, наружу всплывает один весомый аргумент – родного дома, где всё привычно и понятно
Ментальность Донбасса такова, что, когда разъедается ценовая грань между «республиканской» и «украинской» колбасой или сыром, наружу всплывает один весомый аргумент – родного дома, где всё привычно и понятно, тогда как жёлто-голубой флаг предлагает тотальную неопределённость для переселенцев, часто – более высокие тарифы, ну и, конечно, «нацизм» в виде всё тех же пресловутых «правосеков» для тех, кто всё ещё находится под действием вечерних новостей от LifeNews.
И сегодня, спустя два года, при круглосуточном вещании Захарченко о том, что «это ещё украинцы будут ездить к нам за продуктами» аргументов остаться или вернуться на родную землю и интегрироваться в реалии «народных земель», пусть и с неприятным лицом на экране, становится всё больше у тех, кто так и не почувствовал особенной разницы на «той стороне».
Cергей Андреев, безработный, город Макеевка
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org