(Друкуємо мовою оригіналу)
За минувшие несколько суток произошел ряд посягательств на жилье и имущество литераторов и журналистов на неподконтрольных Украине территориях Донбасса. Несколько дней назад квартиру журналиста, выехавшего из Луганска, опечатали. А в квартиру поэтессы, до сих пор живущей в Донецке, ограбили. Правозащитники говорят, что таких случаев множество.
В редакцию «Донбасс.Реалии» обратилась журналист из Луганска Инна (имя изменено в целях безопасности – ред.). Она выехала из города летом прошлого года. Говорит, что не могла больше выносить «власть» сепаратистов. Женщина оставила ключи знакомой, и та время от времени наведывалась в квартиру, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Несколько дней назад на дверях появилась наклеенная бумажка с надписью «Опечатано комендатурой «ЛНР».
«Еще есть квартиры, в которых не живут люди, но они не опечатаны. Складывается впечатление, что эта избирательность связана не с моей профессиональной деятельностью и не с моими проукраинскими взглядами, а просто это мелкая месть соседей. Потому что был прецедент, когда одна из соседок, у которой тоже опечатана квартира, приезжала и соседи ей кричали вслед: чего вы понаехали, возвращайтесь в свой Киев, мы – «патриоты» Луганска, а вы – «предатели», – предполагает Инна.
Обращение об угрозе имуществу и квартире поступило и с территории подконтрольной группировке «ДНР». Поэтесса из Донецка Елизавета Несова рассказывает: на днях в ее квартиру ворвались и вынесли все ценное. В этот день девушка организовывала поэтический вечер, где участники читали стихи и на украинском языке.
«Выбили пластиковое окно, вынесли портативную технику, ноутбуки, плеер, жесткий диск, фотоаппарат. И у молодого человека консоль, сломанный телефон и фотоаппарат. При этом воры были очень неаккуратные, оставили много следов, отпечатков пальцев», – рассказывает Несова.
На сегодня правового поля на подконтрольных «ЛНР» и «ДНР» территориях нет. Есть риск не только лишиться квартиры, но и самому пострадать из-за проукраинских взглядов, считает волонтер правозащитной организации «Донбасс SOS» Александр Горбатко.
«Юридическую силу там имеет автомат Калашникова, а не законы или Конституция. Здесь все решается на уровне личностных связей. Если она имеет проукраинскую позицию, то для нее искать какие-либо выходы – рисковано», – говорит он.
В населенных пунктах, подконтрольных группировкам «ДНР» и «ЛНР», пустующие квартиры часто отслеживают через ЖЭКи. Там просматривают платежи. Долг по коммуналке может быть одним из признаков того, что квартира пустая. Но были случаи, что даже выгоняли проживающих, рассказывает адвокат Евгений Кузьмин.
«Ко мне лично обращались жители Донецка, у них такие же проблемы. Кроме этого, мы очень часто наблюдаем ситуацию, когда ничего не стесняясь вооруженные люди приходят в дом, вместе с работниками коммунальных служб, говорят, что у вас долги, и под угрозой заставляют людей платить деньги, довольно большие, либо забирают квартиры и заселяются туда», – рассказывает адвокат.
Украинские законы на неподконтрольных Украине территориях не действуют, рассказывают юристы. Несмотря на это, глава Луганской правозащитной группы Наталья Целовальниченко советует бороться за свою квартиру даже с помощью обращений к местным сепаратистским «властям».
«В любом случае, если есть возможность хотя бы тем родственникам, которые остались в Луганске, написать заявление в местную «милицию», в местную «прокуратуру», «прокуратуру». То есть во все эти инстанции, которые могут эту ситуацию разъяснить. Тем более не секрет, что между ними есть конкурентная борьба, между этими группировками, возможно что-то удастся выяснить и остановить этот процесс», – рекомендует Целовальниченко.
Однако, несмотря на посягательство на квартиры и имущество, законов о конфискации у группировок «ДНР» и «ЛНР» нет, говорит Наталья Целовальниченко. И нет ни одного решения так называемого местного «суда» о смене собственника жилья или имущества.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)