(Друкуємо мовою оригіналу)
Очень часто мнение о происходящем сейчас на Донбассе, равно как и о его жителях, складывается за счёт публичности тех людей, которые покинули Донецк с началом войны и пытаются в некотором роде представлять «голос Донбасса».
Однако такую «картинку» едва ли можно считать объективной. По той причине, что выехавшие в основном имеют проукраинские взгляды, а публичные люди являются донбасской интеллигенцией (журналистами, профессурой, писателями), всегда занимавшей здесь небольшой социальный клочок.
Реальный «электоральный» контингент Донбасса – вовсе не журналисты и политологи, а продавцы мяса, шахтёры, уборщики, слесари и безработные
Такой диссонанс между «республиканскими» танками и уверениями, что «все в Донецке хотят мирно жить» происходит, на мой взгляд, оттого, что реальный «электоральный» контингент Донбасса – вовсе не журналисты и политологи, а продавцы мяса, шахтёры, уборщики, слесари и безработные, вот-вот готовые пополнить ряды маргиналов из наркоманов и алкашей. Одним словом – все те, кого можно в реальности встретить сейчас на донецких улицах, и кто в действительности составляет на сегодняшний день общую мозаику донбасских умов.
Поэтому время от времени я предлагаю вашему вниманию разговоры с такими людьми, чьё мнение в последнее время заметно поменялось от «республиканского» радикализма к ожиданию того, что Украина «загнётся» сама по себе. Ниже, как и раньше, представлена беседа с идейным сепаратистом, за полтора года уже успевшим растерять часть идей, но по-прежнему ничего не желающим слышать об Украине. Большей частью озвучены его мысли, так как мои вполне предсказуемы.
– Прошло уже полтора года с тех пор, как началась война. Если бы сразу было известно, что всё в конечном итоге придёт к тому, к чему всё пришло, – ты бы всё равно поддержал «республику»?
Ориентация на европейские ценности не означает дорогу к ним. Это просто фасад
– И да, и нет. Всё дело в том, что если бы то, к чему мы пришли здесь, на Донбассе, – было единственной стороной, конечно бы нет. Если бы я посмотрел сейчас на Украину и увидел, что люди там счастливы, всё изменилось, политики – новой формации, исчезла коррупция, и вообще – осталось полшага до уровня быта и мыслей немцев и англичан, то пришлось бы признать, что в единстве было бы лучше. Но я смотрю на Украину – и вижу то, что и видел всегда: разбитое корыто, склеенное изолентой, причём как в финансовой части, так и в ментальной.
– Но, как бы там ни было, в Украине взят совершенно однозначный курс на тех самых немцев и англичан, а в «ДНР» – на комсомол и иконки со Сталиным. Нет?
– Да. Но ориентация на европейские ценности не означает дорогу к ним. Это просто фасад, как у нас тут вяжут все эти пионерские верёвки на шеи школьникам, которые ходят с айфонами, а Захарченко как основной коммунист разъезжает в кортеже из «Мерседесов» и джипов. То, что в «ДНР» есть пару скамеек с маразматическими бабушками, которые ставят свечки в церкви за Ленина, не мешает считать доллары от «отжатого» бизнеса всем этим пацанам с «МГБ». Так же и в Украине. Их то и дело пичкают обещаниями – «вот-вот отменим депутатскую неприкосновенность», «вот-вот будет безвизовый режим», «вот-вот тарифы станут дешевле», «вот-вот, вот-вот»… А в итоге – мордобои, взаимные обвинения в «зраде», граната под Радой, кумовство-воровство: короче, всё то, что было и при Януковиче, только теперь в едином «патриотичном» порыве и с долларом по 25. И никто ж из тех, кто стоял на Майдане, не признает, что выбрали таких же уродов, и ничего не поменялось.
– А сам бы ты смог такое признать, скажем, о «республике»?
Захарченко и его люди больше напоминают каких-то клоунов, которые держатся лишь за счёт того, что выдернули из гранаты чеку. Официальная идеология а ля «back in the USSR» – полный бред, такого нет уже даже в России
– Конечно! Для меня это вообще не проблема. Я, например, могу сказать: да, «ДНР» – это не то, что я себе представлял, когда думал, что мне предложат альтернативу Майдану. Да, Захарченко и его люди больше напоминают каких-то клоунов, чем серьёзных политиков, которые держатся лишь за счёт того, что выдернули из гранаты чеку. Да, в «ДНР» всех «нагибают» с курсом, зарплатами, ценами, а официальная идеология а ля «back in the USSR» – полный бред, такого нет уже даже в России. Мне не сложно все эти вещи признать. Но с той стороны – почему-то совершенно толстолобые люди, которые считают, что если погибло сто человек, то ошибаться они не могли. По-моему, даже с такой логикой Донбасс доказывает обратное: мы же, по их мнению, все ошибаемся, но погибла тут уже не сотня, а немереное количество людей. Одним словом, гроб ещё ничего не доказывает.
– Но как, по-твоему, могло быть иначе, если бы люди не вышли тогда на Майдан?
Я не считаю, что могло быть иначе: студенты не могли не выйти, а «Беркут» их не мог не избить
– Так в том-то и дело, что я не считаю, что могло быть иначе: студенты не могли не выйти, а «Беркут» их не мог не избить. Тут как раз всё совпало. Но я не стоял среди них и был против Майдана не потому, что желал, чтобы каких-то ребят отколотили дубинками или, не дай бог, кого-то убили. Просто я сразу не верил, что будет принципиально иначе, – и верил, что будет хуже втройне. Вот с этой формулой я и смотрел на Майдан. Что и произошло.
– То есть ты в принципе не против вещей, которые декларировались тогда на Майдане?
Какой вменяемый человек не хочет жить в обществе без коррупции, где судья не смотрит на твой кошелёк, где людей не насилуют в милицейских участках дубинками?
– А как можно быть против? Нет, конечно, можно не разделять европейского курса и критиковать общество потребления, условность демократии и прочее. Но какой вменяемый человек не хочет жить в обществе без коррупции, где судья не смотрит на твой кошелёк, где людей не насилуют в милицейских участках дубинками, где история президента – это история чёрного мальчика, поднявшегося с самого низа до самых верхов с целым букетом ценностей и идеалов? Но это идеи, абстракции, красивые картинки, которые можно перелистывать на ночь в уме, – и не больше. Никто в Украине не мыслит как европейцы – «я сейчас сделаю как можно лучше для всех, и от этого выиграю сам». У нас, чуть дорываются к власти, думают с точностью наоборот – «я сейчас сделаю как можно лучше себе, а на всех остальных наплюю с большой колокольни, как плевали до этого всю жизнь на меня». И никакая «свидомость» от этой заразы не лечит. Мы не немцы, и не датчане, и не шведы. Если хочешь, можешь считать, что мы хуже, но я думаю, что мы просто другие и не сможем влезть в европейский шаблон никогда. И пока нынешняя Рада это целиком подтверждает. Можно, конечно, сказать, что нам просто опять не повезло, и нужно опять всех поменять, – но такие «замены» забирают по пять-шесть лет жизни и лично мне больше они не нужны…
Сергей Андреев, безработный, город Макеевка
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org