Эмма Могурова
(Друкуємо мовою оригіналу)
До войны и «ДНР» в Донецке всегда был один бог – деньги. Дончане кичились своей верой, из нее происходила вся бизнесовость и амбициозность города. Таким, как Ахметов и Янкович, здесь всегда прощали то, что считается грехами в других религиях, потому что в донецкой теологии они были «богоугодными», то есть богатыми.
Мне хорошо запомнился разговор со знакомым – коренным дончанином, оправдывающим безобразное поведение своего ребенка в школе.
«Я доволен, что он не зубрит и дерется на переменах. Я хорошо учился, закончил институт, честно работал и теперь живу на «минималку». А он может стать олигархом, таким как Ахметов», – объяснял мой собеседник донецкую мечту.
Именно деньги для многих и стали мотивом для поддержки «ДНР». И это касается не только продвигавших «русский мир» за зарплату, но и обычных шахтеров, которым жалко было делиться налогами с «лентяями» из Львова, и пенсионеров, верящих в высокие российские пенсии.
Но «республика», захватив город, принесла с собой политеизм. Дончане начали поклоняться оружию, страху и пропаганде, а денежный бог устал их любить.
Первыми сдались банки. В июне, после серии нападений на филиалы «Приват», отделения большинства банков ушли в подполье. Многие сократили рабочий день и закрыли отделения для лишних клиентов: в них можно было зайти только с картой банка или после объяснения цели визита охраннику. Сначала деньги закончились в уличных банкоматах, но их еще можно было снять в кассах или терминалах, стоящих внутри помещений. Затем перебои с обналичкой начались и в охраняемых филиалах. Тогда в Донецке начали выстраиваться первые огромные очереди желающих снять деньги.
Переломным моментом стало ограбление в Донецке кассы «ПриватБанка». В июле днем в центре города группа автоматчиков в балаклавах на микроавтобусе более двух часов выносила мешки с наличностью, пока сотрудники кассы лежали на полу, боясь пошевелиться. Тогда еще официальная донецкая милиция и ГАИ оцепили квартал и просто наблюдали вместе с зеваками за ограблением.
Помню, как на вопрос «Вы нас от них охраняете – или их от нас?», молодой милиционер виновато пожал плечами. У него был только табельный пистолет и явно не было приказа хоть как-то препятствовать боевикам. Автоматчики вынесли в тот день по официальным подсчетам более 15 миллионов гривен, а «Приват» в течении месяца распрощался с Донецком насовсем.
Но жители города еще верили в свою финансовую стабильность, надеясь, что с окончанием боев на место «ПриватБанка» зайдут российские банки. А некторые откровенно радовались возможности не погашать кредиты.
Осознание, что финансового благополучия, как раньше, уже не будет, пришло, когда из банков в городе остался только «Ощадбанк» и закрылись почти все дорогие бутики, торговые центры и модные рестораны. А посетителями работающих стали люди с оружием.
В период активных обстрелов в городе начали закрываться даже маленькие продуктове магазины и аптеки – в финансовом плане война больнее всего ударила по малому и среднему бизнесу.
Но настоящая паника захлестнула бывшую деловую столицу страны после постановления Кабмина Украины о фактической остановке любой финансовой деятельности, в том числе и выплаты пенсий на территориях, подконтрольных боевикам. Около 200 тысяч и до того не богатых донецких пенсионеров оказались на грани нищеты, а сбережения на банковских счетах дончан грозили остаться куском бесполезной пластиковой карты.
Поскольку обналичить деньги с карт в Донецке уже негде, горожане стали штурмовать магазины, где была возможность расплатиться через терминалы. За неделю-две люди опустошили все магазины бытовой техники и гипермаркет «Ашан». На деньги с карт, выстояв в огромных очередях, покупали все – от холодильников до мешков с сахаром. Сейчас ажиотаж уже схлынул – только в некоторых супермаркетах работает по одной кассе на магазин, где можно расплатиться картой, остальные же ждут от дончан наличку.
Но с ней теперь не спешат расставаться, надеясь, что она поможет в самые тяжелые времена, как молитва забытому богу.
Эмма Могурова, учитель, город Донецк
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org