Музей декоративно-прикладного искусства 1960-х нужно создавать в Мариуполе – искусствовед

Мозаика «Дерево жизни»

(Друкуємо мовою оригіналу)

С 30 января на Донбассе стартовал проект «Жёлтая линия», вобравший в себя исследования архитектурного и монументально-декоративного наследие XIX-XX веков на территории Донецкой и Луганской областей. Желтая линия здесь символизирует предупреждение о возможных невосполнимых потерях в монументальном искусстве. А основная задача проекта сделать их достоянием общественности и сохранить. Радио Донбасс Реалии уже рассказывали о «Жёлтой линии» в Северодонецке. В Мариуполе внимание искусствоведов, архитекторов и художников привлекли уникальные работы 1960-х.

Две уникальных мозаики 1960-х годов – «Дерево жизни» и «Пустельга», больше известная в официальных источниках как «Птица – мечта» были украшением ресторана «Украина» в Мариуполе и вероятно мало кого удивляли в то время. Тогда мозаичные панно можно было видеть повсюду: на фасадах домов, школ, административных зданий, внутри Дворцов культуры, вокзалов и даже на остановочных павильонах, разбросанных вдоль дорог по всей стране. В Мариуполе таких панно – 12, и большинство из них сохранились до сих пор. Именно поэтому участница проекта «Жёлтая линия», искусствовед Евгения Моляр считает, что Мариуполь должен стать центром стилизованного музея под открытым небом.

Евгения Моляр

В Мариуполе сосредоточены наиболее выдающиеся и значимые произведения монументально-декоративного искусства советского периода
Евгения Моляр

«Мы обратили внимание на эту локацию и эти две работы, которые считаем определяющими для города. Потому что именно в Мариуполе сосредоточены наиболее выдающиеся и значимые произведения монументально-декоративного искусства советского периода. И когда мы мечтаем о создании музея монументально-декоративного искусства в Украине, то его следует создавать в Мариуполе. То, как формировалось это искусство в советское время, эти работы являются основополагающими», – говорит искусствовед.

Монументальное искусство советского времени до сих пор не оценено по достоинству, говорит Евгения, а вопросы его сохранения ушли в политическую плоскость.

Одно из мозаичных панно «Покорители космоса» в настоящий момент разрушено на 60%

Монументально-декоративное искусство в Украине советского периода сегодня находится под постоянным риском предметного уничтожения
Евгения Моляр

«Монументально-декоративное искусство в Украине советского периода, которое было вне внимания искусствоведов и зрителей, сегодня, после принятия декоммунизационного законодательства, находится под постоянным риском предметного уничтожения. Однако это искусство – очень важный пласт украинской культуры и мирового искусства. Искусство советского модернизма сегодня очень популярно в мире. Но в Украине его не совсем оценили, не поняли его важность», – сказала Евгения Моляр.

Директор арт-платформы «ТЮ!» Диана Берг говорит, что в Мариуполе много не только культурных объектов, но и талантливых авторов, чьи произведения достойны внимания.

Диана Берг

В Мариуполе работали и творили много гениев, которые вошли в мировую классику. Это – не только Архип Куинджи, о котором знают все
Диана Берг

«В Мариуполе работали и творили много гениев, которые вошли в мировую классику. Это – не только Архип Куинджи, который на поверхности и о котором знают все. Та же Алла Горская и Виктор Зарецкий – это же шестидесятники, чьи работы должны сохраняться и быть на виду. Именно в Мариуполе они сохранились. И еще их можно спасти. Безусловно, нужна помощь управления культуры горсовета, так и на областном уровне для того, чтобы, как минимум, их просто сохранить и открыть доступ для зрителей», – говорит Диана Берг.

Саша Долгий

Наследие художественное, культурное проникает сквозь времена, и мы накапливаем его, как люди накапливают историю о себе
Саша Долгий

Художник Саша Долгий считает, что в истории страны важны все периоды. Культурное наследие советского периода – неотъемлемая часть этой истории, говорит Долгий.

«Есть некое наследие художественное, культурное, которое проникает сквозь времена, и мы накапливаем его, как люди накапливают историю о себе. В последние годы мы сталкиваемся с таким фактом, как отрицание какого-то времени, в котором накапливалось это культурное наследие. Эти мозаики – часть культурного наследия, которое мы не можем отрицать», – говорит художник.

Мозаичное панно «Птица-мечта», 1967 год

Архитектурные сооружения и произведения монументального искусства советского периода уже давно стали визитными карточками городов. Но некоторые из них находятся под угрозой исчезновения, и не только по идеологическим, но и по бытовым причинам. «Жёлтая линия» призвана обратить внимание общественности на важные объекты монументально-декоративного искусства, тем самым продвигая идею их сохранения. Мозаичное панно «Птица – мечта», созданное в 1967 году, внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО, но в Мариуполе эти мозаики до сих пор не признаны памятниками культуры.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)