Почему на Донбассе все еще есть проблемы с украинским вещанием?

Иллюстративное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

Жители Донбасса по обе стороны линии разграничения жалуются, что украинского вещания не хватает, а радиосигналы глушат. При этом эксперты утверждают, что процедура для установки передатчиков занимает от полугода, а строительство вышки – два. Чего Украине удалось добиться в информационной войне на Донбассе за 2017 год – от покрытия до контента? Почему до сих пор в украинском покрытии на Донбассе зияют дыры? Насколько реформа НСТУ оправданна для Донбасса? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии рассказали эксперт по стратегическим коммуникациям ОО «Информационная безопасность», экс-замминистра информационной политики Украины Татьяна Попова и член правления ЧАО «НСТУ», ответственный за деятельность по оптимизации центральной и региональной структуры Николай Чернотицкий.

– Наблюдаете ли вы подвижки, какие-то изменения в сигналах? Открывали новую вышку, но люди жалуются на проблемы.

Cейчас минимум два радиосигнала, которые пробивают всю оккупированную территорию: один – четыре часа в день, другой – 24 часа в день
Татьяна Попова

Татьяна Попова: На протяжении 25 лет никто не задумывался об информационной безопасности. Там нет вышек или они очень маленькие. Одно из ярких достижений этого года – наверное, это постановка вышки в Бахмутовке, плюс включение средневолнового передатчика. То есть, сейчас минимум два радиосигнала, которые пробивают всю оккупированную территорию: один – четыре часа в день, другой – 24 часа в день.

– Насколько популярны средние волны?

Татьяна Попова: Я думаю, там, где люди пользуются интернетом, у них есть возможность услышать сигнал так. Для людей, которые не могут пользоваться интернетом, существует средневолновая связь. FM-передатчики более современные, но они всегда имеют ограничение по дальности влияния. Даже с двухсотметровой вышки больше 60 километров с мощного передатчика ни FM-сигнал, ни аналоговый телевизионный сигнал не забьете.

Татьяна Попова

– То есть, с Бахмутовкой нет проблем, она вещает, как и планировалось?

Татьяна Попова: Там направлены передатчики на Луганск, телевизионные цифровые передатчики, аналоговые и несколько радиостанций. Да, нужно добавлять дополнительно передатчики даже уже не вдоль линии столкновения, там мы уже поставили на высокие точки, где могли, нужно ставить в общем по территории юго-востока Украины, рядом с границей России.

Слушательница, Донецкая область (Желанное): Когда установят телевышку в Покровске? Почему в данный момент не вещает «Голос Донбасса»?

Татьяна Попова: Раньше были перебои с доставкой сигнала, поскольку кабель заведен в город через Донецк и были проблемы переложить этот кабель напрямую. Возможно, какая-то проблема с доставкой сигнала.

В Покровске вышки нет, ее нужно строить заново. В лучшем случае, это будет вторая половина 2018 года
Татьяна Попова

Насчет вышки в Покровске, я вас разочарую, но стандартно, это два года с момента принятия решения о строительстве вышки. В Покровске вышки нет, ее нужно строить заново. В итоге было решено, что это будет сделано в 2016 году. А теперь перенесли на 2018 год. Я подозреваю, что в лучшем случае, это будет вторая половина 2018 года.

Слушатель, Донецкая область: «Громадське радіо» постоянно перебивает «Релакс», российская радиостанция. Приходится все время слушать программу вперемешку с музыкой.

Наши радиостанции специально глушат
Татьяна Попова

Татьяна Попова: Наши радиостанции специально глушат. Чтобы поменять частоту даже на 0,1 – в лучшем случае три месяца, потому что нужно получить разрешение. А у них это делается, просто зайдя на телевышку в ручном режиме.

В некоторых местах техники сами переключают частоту на свой страх и риск, чтобы ловить сигнал.

– Возможно ли, чтобы эти проблемы решались быстро, с учетом нынешних условий?

Татьяна Попова: К сожалению, нет. Мы пытались провести закон, но это невозможно. Русские так делают, но у них нет закона.

– Николай, сотрудники региональных филий немного опасаются по поводу оптимизации управления в «Суспільному», согласно которому сужается количество часов для вещания. Вам не кажется, что для Донбасса нужна особая информационная политика, больше часов и больше штат?

Николай Чернотицкий: Вы правы, на самом деле, мы так и делаем. Мы условно делим регионы на две части. И в Луганской и Донецкой областях остается больше людей в штате, дается больше часов вещания. В условиях финансирования, выделенных НСТУ, мы не уменьшили объемы вещания. Мы закладываем на следующий год финансирования на 24 часа вещания, чтобы там максимально присутствовал украинский контент.

Также Луганская и Донецкая филии были административно соединены и управление предоставлено луганским менеджерам, филия «UA.Донбасс». Они прорабатывают концепцию общего телеканала, который должен через месяц-полтора запустить вещание. И концепцию вещания радио «Голос Донбасса» и «Пульса», которые остаются работать в полном объеме.

Поэтому для этих территорий мы отдельно решаем, чтобы на Донбассе люди максимально получали информацию.

– Мы обсуждали проблемы с вещанием и сигналом. В курсе ли вы этих проблем и что с этим можно делать?

Николай Чернотицкий: Мы отвечаем за контент. Как только происходит открытие новых вышек, мы первые, кто соглашается заходить на частоты, чтобы стимулировать другие вещатели тоже заходить. А вопрос о покрытии более технический.

Слушательница, Счастье: У нас вещает только «Голос Донбасса» и играет сплошная музыка. Не хватает информации. А передачи на выходных днях мы уже выучили наизусть.

Мало свободных частот. Там, где рядом Россия, частоты разделены между Украиной и Россией. Нужны свободные передатчики и нужен кто-то, кто будет оплачивать все расходы
Татьяна Попова

Татьяна Попова: Мало свободных частот. Там, где рядом Россия, частоты разделены между Украиной и Россией. Нужны свободные передатчики и нужен кто-то, кто будет оплачивать все расходы.

– Татьяна, мы часто слышим «хотели бы – сделали бы». Вы сейчас не в структуре, Ваши впечатления? Действительно, если бы была политическая воля, сделали бы или все так складывается по определенным причинам?

Вышка – это два года, новый передатчик – полгода минимум каждый
Татьяна Попова

Татьяна Попова: С одной стороны, есть определенные процедуры: вышка – это два года, новый передатчик – полгода минимум каждый, такая процедура для установки. Чтобы установить сто передатчиков, которые были установлены на конец 2016 года, каждую неделю собирались и обсуждали 25 передатчиков. Только таким образом мы могли выдерживать этот темп. Сейчас встречи проходят раз в месяц, насколько мне известно.

Вышку в Покровске можно было профинансировать еще в 2015 году, и в конце 2016-го она бы уже стояла
Татьяна Попова

А финансирование – это сугубо политическая воля, как мне кажется. Вышку в Покровске можно было профинансировать еще в 2015 году, и в конце 2016-го она бы уже стояла.

«Фабрика мысли «Донбасс», которая занимается информационной реинтеграцией Донбасса, предлагает передатчиками на аэростатах покрыть сигналом зону АТО.

И в то же время взорвать донецкую телевышку. Если мы запустим на аэростате передатчик и одновременно взорвем донецкую телевышку, сколько продержится этот аэростат? Я думаю, минут пять.

Если взрывать одну телевышку, нужно взрывать и вторую, потому что их там две. А тогда может пострадать население.

Аэростаты в тех местах, где противник использует оружие, не будут работать. Теоретически, на Крым они могли бы работать, на Донбасс – нет, их забьют моментально.

Плюс, вышка стоит дешевле. С аэростата нельзя будет сразу покрыть всю территорию.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)