Децентрализация на Донбассе: люди считают реформу эквивалентом колхозов

Благотворительная организация привезла топливные брикеты для жителей прифронтового села

(Друкуємо мовою оригіналу)

Реформа местного самоуправления, которая стартовала в 2014-м, стала непонятной и сложной для многих сел «серой зоны». Разрушенная инфраструктура, заминированные угодья, отток трудоспособного населения в города, отсутствие знаний, опыта и механизмов построения территориальных общин, а зачастую и нежелание перемен замедляют процесс их образования. Опрос, проведенный в 12 селах вдоль линии разграничения (от Мариуполя до Волновахи), показал, что только 38% населения готовы к таким переменам. Так возможно ли вообще провести территориальную реформу вблизи линии фронта?

По плану реформы местного самоуправления, в Украине должно быть создано около 2000 объединенных территориальных сообществ (об’єднана територіальна громада (ОТГ) – ред.). За два года образовано всего 366 (в 2015 году – 159, в 2016 году – 207). К концу 2017-го ожидается образование еще 800 сообществ, но точных данных пока нет. В населенных пунктах вдоль линии разграничения наряду с проблемами, связанными с войной, население не понимает сути реформы, считая ее возвратом в прошлое.

Марина Пугачева

Вот, говорят, колхозы, совхозы, будем объединяться и вместе хозяйствовать
Марина Пугачева

«Самое удивительное то, что некоторые селяне восприняли это как эквивалент колхозов. Мы были поражены этим. Вот, говорят, колхозы, совхозы, будем объединяться и вместе хозяйствовать. Вторая проблема заключается в том, что они не знают, что такое бюджет, из чего он состоит. Над этим еще надо работать. И еще один момент. Мне, например, удивительно, что почти 38% людей, которые готовы достаточно активно что-то менять. Потому что эти люди испытали намного больше проблем, чем жители того же Мариуполя. У этих людей стабильности нет. И вот тут, на отсутствие стабильности еще какие-то реформы», – говорит руководитель «Мариупольской ассоциации женщин «Берегиня», юрист Марина Пугачева.

Опыт уже созданных территориальных объединений показал, что жизнеспособными могут стать сообщества с определенной численностью населения и сбалансированным промышленным ресурсом. Объединение по принципу «мне с кумом лучше» недопустимо, считает глава Волновахской районной администрации Александр Баранник.

Александр Баранник

Я пытаюсь объяснить, что громада должна объединить населенные пункты, в которых будут те, кому нужно помогать, и «локомотивы»
Александр Баранник

«Я как представитель государства в Волновахском районе пытаюсь объяснить, что громада должна объединить населенные пункты, в которых будут сбалансированы те, кому нужно помогать, и «локомотивы», которые будут толкать эти громады», – говорит чиновник.

Большие города с развитой инфраструктурой – это сильные территориальные сообщества. Небольшие города и поселки, где есть предприятия, тоже могут сформировать достаточный бюджет и быть не менее сильными объединениями. Этого не скажешь о маленьких селах, где в основе формирования доходной части бюджета лежит сельское хозяйство.

Большинство сел в «серой зоне» получают помощь от международных организаций

Виноградненский сельсовет включает в себя три села, которые до сих пор находятся в непосредственной близости к зоне активных боевых действий. В мирное время этому объединению было по силам платить зарплату учителям, развивать сельское хозяйство, курортный и частный бизнес. Оно вполне могло бы считаться зажиточным и жизнеспособным. Сейчас земли сельсовета присоединены к Мариуполю, который взял на себя решение проблем по водо- , газо- и энергообеспечению. Сельская школа также финансируется мариупольским отделом образования. Многие статьи дохода самого сельского совета отсутствуют в связи с тем, что земли пустуют, арендаторы освобождены от уплаты налогов, а население в большинстве своем проживает в городе. В нынешних условиях успешное развитие невозможно, говорят селяне.

За аренду, если помещение находится в зоне АТО, по закону, люди имеют право не платить. А это – наш доход, и мы в этом вопросе уходим в минус
Анна Степанова

«У нас нет аптек. Сейчас даже если ее открыть, то нужно владельцам арендовать помещение. За аренду, если помещение находится в зоне АТО, по закону, люди имеют право не платить. А это – наш доход, и мы в этом вопросе уходим в минус. Те же земли. Большой доход был. Земель много, а так как сейчас они стоят без дела, люди не могут их засаживать и, по закону, имеют право пока не платить нам. Там, где объединялись громады, слышим, что есть много проблем. Все-таки закон полностью не предусмотрел механизм создания громад. Наверное, не в это время. Если бы было мирное время, все возможно сделать», – считает жительница села Виноградное Анна Степанова.

Большинство сел в «серой зоне» получают помощь от международных организаций

Отсутствие знаний и четкого алгоритма создания территориальных сообществ дискредитирует реформу в глазах людей, считает Марина Пугачева.

Людей надо научить. Хорошо, если они будут идти в громады с раскрытыми глазами
Марина Пугачева

«Людей надо научить. Хорошо, если они будут идти в громады с раскрытыми глазами. И очень хорошо будет, если в этом вопросе будет сотрудничество представителей самих сообществ, представителей власти и юристов. Потому что юридических тонкостей еще очень много», – сказала юрист.

Пока что села прифронтовой зоны в большинстве случаев выживают за счет гуманитарной помощи международных организаций.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)