Россия, завоевав Грузию в начале 19-го века, не хотела её отпускать – Панфилов о российско-грузинской войне

Российский танк у города Гори движется в направлении Южной Осетии, во время медленного вывода российских войск из Грузии, 22 августа 2008

(Друкуємо мовою оригіналу)

7 августа 10 лет назад началась пятидневная война России и Грузии. В результате на территории Грузии появились два частично признанных образования – Абхазия и Южная Осетия. Их независимость признали во всём мире лишь 5 стран, среди которых и Россия. Какие цели 10 лет назад ставила Россия и достигла ли она их? Поменялось ли отношение Грузии к той войне и к жителям де-факто оккупированных Россией регионов? И каким Грузия видит решение конфликта? Это в эфире Радио Донбасс.Реалии обсудили публицист, писатель, профессор Государственного университета Илии (Грузия) Олег Панфилов и международный обозреватель Алексей Коваль.

– К десятой годовщине конфликта группа стран Запада, так называемые «друзья Грузии в ОБСЕ», призвала Россию вывести из Абхазии и Южной Осетии свои войска и отменить признание их «независимости». Заявление подписали: Канада, Чехия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Швеция, Украина, Великобритания и США. Это ритуальный призыв, какой цели добиваются страны Запада?

Алексей Коваль: Это такое же требование, как и сейчас выдвинуто России – признать сбитый «Боинг» над Донбассом и вернуть Украине Крым. Вчера было заявление МИД России и российских лидеров, где говорилось, что этот вопрос закрыт. МИД выдвинул очень много мотивации, почему Россия не пойдёт назад, тем не менее, признавая Южную Осетию, она отказывается признавать Северную Осетию, право на свободу других народов, которые находятся в составе Российской Федерации, Украины, Грузии. Идёт двойная игра.

Но призыв Запада, возможно, ритуальный, потому что никаких реальных инструментов для того, чтобы убрать оттуда российские войска, сейчас нет.

– Действительно нет никаких рычагов? Почему сейчас Грузии не актуализировать эту проблему, не призывать к санкциям?

Алексей Коваль: Грузия всегда к этому призывала. Более того, эти войска там появились задолго до конфликта. База в Абхазии была развёрнута за полгода, а появление российских войск в Южной Осетии произошло, когда Николя Саркози выдвинул первый план из шести пунктов по урегулированию Южной Осетии. Там было чёткое условие – возвращение войск к линии начала конфликта, а русские уже в начале сентября переписали этот пункт так, что войска возвращаются в пределы Южной Осетии. И против этого пункта международное сообщество не смогло ничего противопоставить. Так это состояние остается 10 лет.

– Южную Осетию, Абхазию признали, а группировки «ЛНР» и «ДНР» государством Россия не признала.

Алексей Коваль: Я бы призывал рассматривать ситуацию с Южной Осетией и Абхазией в более широком контексте. В 2008 году была провозглашена независимость Косово. Россия теперь себя оправдывает тем, что тогда было признано Косово, а она признала Абхазию и Южную Осетию.

Алексей Коваль, международный обозреватель

– Олег, зачем Россия тогда начала «принуждать Грузию к миру»? Какие цели она преследовала и добилась ли их спустя 10 лет?

Россия, завоевав Грузию в начале 19-го века, не хотела ее отпускать
Олег Панфилов

Олег Панфилов: Это те же цели, которые она преследовала с 1801 года, с первой оккупации. То, что произошло 10 лет назад, – уже четвёртая оккупация. Такая логическая цепочка приводит к выводу, что Россия, завоевав Грузию в начале 19-го века, не хотела её отпускать. И если учитывать заявления, которые делали за последние пару дней российские начальники…

В 2008 году была чёткая цель – захват всей Грузии, а не сказочное освобождение Цхинвали, смена власти в Грузии. Поэтому были подготовлены люди, которые должны были сменить эту власть, бывшие грузинские чиновники.

Так называемое «освобождение Цхинвали» происходило всего два дня. Зачем нужно было бомбить всю территорию Грузии?
Олег Панфилов

Никто не вспоминает, что так называемое «освобождение Цхинвали» происходило всего два дня. Зачем нужно было бомбить всю территорию Грузии? По всей Грузии было выпущено 292 ракетно-бомбовых удара.

Это была запланированная военная операция по «освобождению Грузии от власти Саакашвили», власти реформаторов.

– Есть сведения, что российские войска во время этой пятидневной войны почти дошли до Тбилиси. Почему не захватили Тбилиси? Почему россияне ушли на территорию непризнанных образований?

Олег Панфилов: Это ещё одна деталь, которую все забывают: за несколько месяцев до этого конфликта в Вашингтоне был подписан документ, в том числе, о всевозможной политической поддержке о стороны США Грузии. Поэтому конфликт закончился очень просто, после звонка президента Джорджа Буша Владимиру Путину и попыткам объяснить Путину, чем может закончиться этот конфликт лично для него.

Я уже не говорю о том, что 58-я армия, 120 тысяч солдат и офицеров с огромным количеством техники, могли быть просто-напросто заблокированы на территории Цхинвальского региона, если бы бомбили американские ракеты и армии было бы некуда бежать, она бы оказалась в огромном котле. Путин понял, что это закончится для него печально, и войска стали уходить.

Была задача захватить большую часть Грузии, чтобы население, испугавшись российской армии, вынудило Саакашвили бежать из страны
Олег Панфилов

Войну называют пятидневной – это дни, когда шли активные боевые действия, после этого российская армия почти две недели находилась на территории Грузии. Была задача захватить большую часть Грузии, чтобы население, испугавшись российской армии, вынудило Саакашвили бежать из страны. Но всё оказалось печальнее для Кремля, население Грузии не испугалось, а сплотилось вокруг президента.

– На территории Украины есть «ЛДНР», болящие раны, которые задерживают демократическое развитие, не пускают страну в Евросоюз и НАТО, но Грузия как-то меняется. Почему Россия не сделала выводов?

Путин за 20 лет пребывания у власти перестроил экономику России на рельсы войны
Алексей Коваль

Алексей Коваль: Не Россия, а Владимир Путин, человек, который начал эти войны. Он сделал свои выводы достаточно давно. Он человек той системы КГБ, который мыслит категориями восстановления империи, он не мыслит категориями развития России. Например, за 20 лет Китай, большая страна, рванул вперед и сделал ставку на инновационный путь развития. Путин за 20 лет пребывания у власти не сделал ничего, чтобы как-то перестроить российскую экономику, он перестроил ее на рельсы войны.

– Поменялось ли отношение Запада с тех времен к России, по вашему мнению? Тогда реакция Запада на войну была очень вялой.

Алексей Коваль: Да, к сожалению, Запад тогда вообще не отреагировал адекватно. Был период охлаждения к России, но не было санкций. Мир на тот момент был не готов, как он не был готов и к украинским реалиям. Поэтому они не знали, что противопоставить. Если бы они приняли Грузию в НАТО через какой-то период, это было бы уже адекватным ответом, но такого ответа не последовало.

Позиция Запада с тех времён изменилась, но уже из-за конфликта в Украине.

– Олег, работает ли метод реинтеграции в Грузии – социальные привилегии для жителей Абхазии и Южной Осетии, утихает ли «образ врага»?

Многие абхазы, которые живут на оккупированной территории, постепенно начинают менять своё отношение к Грузии
Олег Панфилов

Олег Панфилов: В какой-то степени, конечно. Но там хорошо работает российская пропаганда, и люди, живущие в Абхазии и Южной Осетии, привыкли верить пропаганде, властям. Тем не менее, в отличие от ситуации с Донбассом, у нас тут ситуация лучше, и она связана с тем, что и осетины, и абхазы в Грузии жили вместе с грузинами последние несколько веков. Есть большое количество межэтнических браков, родственных отношений.

Многие абхазы, которые живут на оккупированной территории, постепенно начинают менять своё отношение к Грузии и грузинской власти. Думаю, это единственный способ на постсоветском пространстве, когда улучшение жизни, грубо говоря, в метрополии, будет способствовать возвращению тех территорий, которые были захвачены Россией.

Абхазы внимательно следят за тем, что происходит в Грузии. Во время Саакашвили было легко их подначивать, они были поражены тем, что Батуми отстраивается так быстро. И многие говорили, что мы могли бы сделать таким же прекрасным городом Сухуми. Вообще из Абхазии можно было бы сделать туристический рай. Но у них этого не получается. Они смотрят за развитием Грузии, пользуются медициной, различными услугами публичного сервиса. Сейчас правительство Грузии предоставило им даже возможность кредитования, даже возможность открывать совместный бизнес. Есть много вещей, которые их привлекают.

Олег Панфилов, публицист, писатель, профессор Государственного университета Илии

– Подходит ли такая модель реинтеграции территорий для Украины? Учитывая, что в Абхазии и Южной Осетии 250 тысяч человек, а в ОРДЛО 3,5 миллиона человек.

Алексей Коваль: Ещё в 2014 году говорилось о том, что интеграция этих регионов будет происходить, когда мы покажем свои достижения. В Грузии даже дали «безвиз» оккупированным территориям, а мы, наоборот отрезали Донбасс, если там жители отказались от украинского гражданства. У Грузии можно поучиться.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)