(Друкуємо мовою оригіналу)
Поставки российского газа на оккупированный Донбасс выросли на 10,4% – по данным свежего отчёта компании «Газпром» – и достигли более 1,5 миллиарда кубов за первое полугодие 2018-го. Более того, объёмы поставленного в ОРДЛО газа, согласно данным компании, постоянно увеличиваются. Почему объёмы поставок газа в ОРДЛО растут? Зачем «Газпром» дарит газ группировкам «ЛДНР» – и грозит ли это чем-то Украине? И как Россия будет действовать по отношению к Украине в энергетике в ближайшее время? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили энергетический эксперт, глава Бюро комплексного анализа прогнозов Сергей Дьяченко и президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут.
– Поставки газа растут: полтора миллиарда кубометров газа за первое полугодие. Не факт, что газ действительно поставлен, но с чем вы связываете, что цифра растет?
Сергей Дьяченко: Вы правы, возможно, это магия, потому что власти и российские, и ордловские коррупцией не брезгуют. Сейчас эта территория очень удачна для «отмыва» отчасти контрафактного газа.
Источников для такого роста потребления я не вижу, должен быть промышленный ростСергей Дьяченко
Кстати, в 1990-х с Украиной тоже была такая история, российские чиновники здесь запускали контрафактный газ.
Возможно, такое объяснение. Источников для такого роста потребления я не вижу. Надо иметь промышленный рост или климатические условия. Суровой зимой я бы мог понять.
– Более того, это не первый рост. В 2017 году поставки по сравнению с 2016 годом выросли на 11,5%. Это стабильная тенденция.
Сергей Дьяченко: Это же не 30–40 миллиардов кубов, где 10% – серьёзная цифра, это полтора миллиарда. Увеличилась на 100 тысяч, это одна котельная.
– Пресс-служба компании «Нафтогаз Украина» прокомментировала это так: «Арбитраж животворящий: «Газпром» прекратил посылать нам счета за поставки газа на неподконтрольные территории, но объёмы поставок газа увеличил. На поставку газа в АТО можно списать любые средства. С российской стороны поставки контролирует сам «Газпром», с украинской – никто».
Сергей Дьяченко: Я тоже думаю, что это ворованный в России газ списывают, очень удобно, потому что оно, по сути, без контроля.
– По поводу другого тезиса, высказанного в «Нафтогазе», что там перестали получать счета за поставки этого газа на оккупированную территорию. До мая «Нафтогаз» получал эти счета, а с мая перестал. С чем это связано?
Сергей Дьяченко: Это решение Стокгольмского арбитража. Стокгольмский арбитраж принял решение, что Украина не должна платить за тот газ, который «Газпром» поставляет на оккупированные территории.
Больше в материале: Стокгольмська історія. Як український «Нафтогаз» планує знову перемогти російський «Газпром»
– Еще в 2015 году президент России Владимир Путин поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру обеспечить бесперебойную поставку газа на Донбасс. С чем связано то, что «Газпром», по сути, всё это время дарил газ группировкам «ЛДНР»?
Недавно «Газпром» вылетел из списка ключевых компаний мира. В 2008 году он возглавлял рейтинг ведущих компаний мираСергей Дьяченко
Сергей Дьяченко: Я думаю, что эти вещи активно использовали и используют в идеологических целях. Но бесплатность этих поставок очень быстро закончится, потому что недавно «Газпром» вылетел из списка ключевых компаний мира. В 2008 году он возглавлял рейтинг ведущих компаний мира.
Вообще эти политические проекты тянут компанию под откос. В прошлом году был скандал, когда два аналитика «Сбербанка России» предоставили расчёты, по которым «Северный поток-2» – не окупаемый проект для «Газпрома». Это было понятно и так, это проект, который делается из политических соображений.
– Получается, что в 2015 году, когда официально начались эти поставки «Газпрома» на неподконтрольные Киеву территории, он мог это потянуть. А сейчас это может закончиться?
Сергей Дьяченко: Содержание ОРДЛО и такой чудной дотационной территории, как Крым, – чемоданы без ручки, и это всё тащит российскую экономику под откос. Поэтому я думаю, что всё это очень быстро закончится.
– Там живут миллионы людей, и «Газпром» перестаёт поставлять газ?
Сергей Дьяченко: Эти миллионы людей за газ платят. Но куда эти деньги деваются?
– Они платят по уровню 2014 года украинских тарифов, без повышений, которые пережила Украина. Россиянин, наверное, больше платит за коммуналку, чем в человек в Донецке?
Сергей Дьяченко: Ну, да. Конечно, газ – это то, что используется в быту. Это не ключевой фактор потребления. Сколько люди тратят в многоквартирных домах? Мы сейчас даже после всех повышений платим несколько сотен.
И Крым, и Донецк будет всё тяжелее тащить. Может быть, они потянут это всё до конца этого отопительного сезонаСергей Дьяченко
Сегодня это чемодан без ручки. И Крым, и Донецк будет всё тяжелее тащить. Может быть, они потянут это всё до конца этого отопительного сезона. Вряд ли «Газпром» будет дальше эту всю ситуацию дотировать.
– Александр, было сообщение о том, что уже заложили первые трубы проекта «Северный поток-2». Каких шагов от России стоит ожидать в ближайшее время по отношению к Украине в энергетике? Есть ли еще рычаги, на которые Россия может надавить?
Александр Нарбут: Я думаю, энергетика – движущая сила глобальной политики, не только России. Любая страна, которую мы видим в зоне конфликта, это всегда продиктовано экономическими, в первую очередь, энергетическим, чаще всего углеводородными интересами.
Финансирование на 50% «Северного потока-2» обеспечивается «Газпромом», а на 50% – иностранными партнерамиАлександр Нарбут
В конкретном контексте, если мы говорим о «Северном потоке-2», то там сделаны серьёзные ставки и распределены обязательства всех сторон. Есть европейские компании, которые вышли из акционеров проекта, но остались финансовыми партнерами проекта. Поэтому финансирование на 50% «Северного потока-2» обеспечивается «Газпромом», а на 50% обеспечивается иностранными партнерами, пятёрка компаний, которая никуда от этого проекта не отошла.
Я думаю, что на сегодняшний день канцлер Германии, президент Франции и другие политические лидеры стран, в которых эти компании имеют базирование, безусловно, будут делать всё, чтобы интересы этих компаний не пострадали. «Газпром» гарантировал загрузку этого проекта – поставку газа по «Северному потоку-2».
Слишком много внимания уделяется чужим проектам и слишком мало – своим действиям.
– Что вы имеете в виду?
С 2014 года у нас могли бы всерьёз обеспокоиться вопросом создания независимого газотранспортного оператораАлександр Нарбут
Александр Нарбут: У нас избитым местом является хвала нашей газотранспортной системы, её протяженности, большому объёму газа, который может быть подан в неё с восточной стороны – это почти 200 миллиардов и 145 миллиардов – на западные границы. Весь этот потенциал не работает. То, что он не работает сегодня, это уже в какой-то мере вина или заслуга тех людей, которое с 2014 года могли бы всерьёз обеспокоиться вопросом создания независимого газотранспортного оператора, который работал бы по европейской модели.
Что касается европейских партнеров, я думаю, никто из них не в состоянии гарантировать транзит через газотранспортную систему, если она не будет функционировать в современной модели.
– Сейчас «Газпром» по сравнению с предыдущими годами находится в финансово плачевном состоянии. Согласны? И будет ли «Газпром» дальше тянуть политические проекты вроде поставки газа в ОРДЛО, «Северного потока»?
Александр Нарбут: Я не очень глубоко погружался в анализ проблем «Газпрома». Вместо того, чтобы посмотреть на собственные проблемы, у нас расхожим местом является анализ проблем кого-то.
Да, у «Газпрома» не лучшее финансовое положение, капитализация находится на низком уровне, но у него есть партнёрыАлександр Нарбут
Да, у «Газпрома» не лучшее финансовое положение, капитализация находится на низком уровне. Вместо триллиона, о котором в свое время мечтал тогда ещё молодой президент Путин, сегодня капитализация ниже 40 миллиардов долларов. Но у «Газпрома» есть партнёры, и интересы тех партнёров в том, чтобы не дать возможности этой компании не выполнить обязательства, которые в их взаимных интересах. А у нас таких партнёров нет.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ :
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)