«За полтора месяца каждый человек потеряет в среднем 5000 гривен» – Милованов об экономике во время пандемии

(Друкуємо мовою оригіналу)

Экономике это обойдется дорого – утверждают эксперты об карантине, связанном с пандемией COVID-19, в Украине.

США готовятся выделить 2,2 триллиона долларов (половину годового бюджета США) для поддержки своей экономики, Евросоюз готовит для еврозоны новый «план Маршалла». Премьер одной из наиболее слабых и пострадавших от коронавируса стран ЕС – Португалии заявил, что экономические последствия пандемии будут «подобны цунами».

Как не допустить обнищания украинцев после пока полутора месяцев жесткого карантина? Возможен ли дефолт в стране? И как сегодня себя вести, чтобы поддержать украинскую экономику?

Об этом в эфире Радио Донбасс. Реалии говорили с экс-министром экономики, торговли и сельского хозяйства Украины (2019-2020 гг.) Тимофеем Миловановым и экономистом Борисом Кушнируком.

– Тимофей, сколько денег, по приблизительным подсчетам, потеряет Украина за полтора месяца, получается уже, жёсткого картина. Чего ожидать? К чему готовиться?

Чем больше будет карантин проходить, тем дороже это обойдется экономике. Люди будут терять работу
Тимофей Милованов


Тимофей Милованов: Пока сложно оценить. Введение карантина оправдано. Сейчас начало распространения пандемии, поэтому очень важно сократить скорость её развития, чтобы страна могла подготовиться к ней, где-то восстановить, наверное, медицинское обслуживание. Главное – уменьшить скорость распространения вируса, но экономике это обойдется очень дорого. Например, мы сделали жёсткий карантин, приблизительно половина экономики остановилась: это 4-5% экономики. Если мы предположим, что карантин не очень жёсткий и остановилась где-то треть или четверть экономики – это всё равно 2-3% всего валового внутреннего продукта Украины за год. Поэтому чем больше будет карантин проходить, тем дороже это обойдется экономике. Люди будут терять работу. К сожалению, потом экономика будет очень сложно восстанавливаться, и очень важно будет поддержать и людей, и бизнес.

Тимофей Милованов

– Тимофей, вы оперируете цифрами, что они означают для рядовых украинцев?

Тимофей Милованов: Давайте посчитаем в зарплатах. Средняя зарплата в Украине 10 тыс или 12 тыс гривен – соответственно, если полмесяца потеряла вся экономика, значит, в среднем, 5000 гривен потерял каждый человек.

– Были представлены проекты изменения в госбюджет. Кабмину предлагается секвестировать украинский бюджет: сократить доходы на 115 млрд гривен, увеличить расходы на 96 млрд гривен. Соответственно дефицит госбюджета вырастет на 200 млрд гривен, или аж в 4 раза. Пока что ещё парламент не одобрил эти меры. В основном такой секвестр сделан за счет государственного фонда регионального развития, сокращение финансирования местных выборов, отсрочки земельной реформы, поддержки аграриев, финансирования реформы образования и господдержки, а также спорта, культуры, театров и кино. Вы согласны с таким решением?

Налоги тоже не будут так хорошо платить и, наверное, нужно где-то их меньше собирать
Тимофей Милованов


Тимофей Милованов: Это не секвестр. Мы сейчас просто перераспределяем расходы и увеличиваем их. Потому что мы увеличим бюджетный дефицит. Это – разница между доходами и расходами, и это нормально, что во время кризиса расходы будут возрастать, а доходы будут падать в целом у страны. Потому что расходы – это поддержка людей, а доходы – это налоги с бизнеса. И налоги тоже не будут так хорошо платить и, наверное, нужно где-то их меньше собирать. Мы перераспределяем расходы с выделенных конкретных статей на одну большую. Мы увеличиваем фонд, линию в бюджете, у Министерства финансов. Там будет этот стабилизационный фонд. С моей точки зрения, это опасно, так делать неправильно. В других странах, например, в США, президент Трамп предоставляет Конгрессу конкретную программу: столько-то денег пойдет сюда, столько-то денег пойдет малому бизнесу, а столько-то денег на прямые выплаты людям, столько-то – на компенсацию кредитов и так далее.

Мы забираем у бизнеса ту самую поддержку, которая им нужна, и отдаем её в такую большую банку, которая называется стабилизационным фондом
Тимофей Милованов


Когда мы поддерживаем покупку, например, сельхозтехники, мы поддерживаем и промышленность, и малых фермеров, которым эта техника нужна, а если вообще не будет посевной или аграрии не будут работать, осенью у нас вообще урожая не будет. Поэтому мы забираем у бизнеса ту самую поддержку, которая им нужна, и отдаем её в такую большую банку, которая называется стабилизационным фондом, из которой, по сути, можно будет вручную тратить. Я боюсь, что здесь большая опасность. Правильнее надо было сделать, как в других странах: подготовить конкретный план и сказать, столько-то людей получают деньги, столько-то бизнеса получает деньги, столько-то в промышленность мы даем денег, и вот здесь это все написано. А сейчас это все влили в один стабилизационный фонд, и этим будут по сути дела в ручном режиме управлять Министерство Финансов.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Як довго можна «протягнути» на карантині: українці розповіли про життя під час вимушеного безробіття

– Тимофей, мы видим, как в мире решает эту разворачивающуюся проблему с экономическим кризисом. Соединённые Штаты Америки просто заливают деньгами страну: раздают людям по 1000 – 3000 долларов на руки. Это делается для поддержки спроса в стране, чтобы экономика просто работала. В Украине нет таких денег, и у людей постепенно будут иссякать деньги на руках, я правильно понимаю?

Действительно, Украина ограничена в способности поддержать людей, потому что мы – бедная страна
Тимофей Милованов


Тимофей Милованов: В среднем, по стране люди тратят от 30% до 60% на еду. Самое главное – их поддержать, чтобы у них было за что её купить. Предположим, мы хотим из 40 млн людей, поддержать 10 млн и дать им 5 тыс гривен на еду. 10 млн – это 50 млрд, понимаете, чтобы только четверть людей поддержать? Мы ещё не говорим про бизнес, инфраструктуру, остальные критические функции, медицину. Соответственно, если мы где-то забрали дополнительно 150 млрд – такой поддержки хватит этим людям на месяц-два, максимум – три. Действительно, Украина ограничена в способности поддержать людей, потому что мы – бедная страна, нам нужно намного внимательнее относиться к ограничениям, которые накладываем на бизнес, чтобы всё-таки бизнес мог продолжать работать даже в условиях карантина. А как это сделать? В Германии предприятия в принципе не закрывают: можно работать, если сотрудники находятся на расстоянии 1,5 м между собой. Работодатели это могут обеспечить тем, что будут меньшую загрузку давать или разные смены, или частично дистанционно люди будут работать, частично нет. Такие более мягкие методы в то же время обеспечивает не распространение вируса, но позволяют экономике продолжать работать. Их нужно использовать.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: «Відірвати»: як Кремль використовує коронавірус (преса про Донбас) (рос.)

– Но сейчас в Украине, насколько я понимаю, итальянский сценарий – более жёсткий карантин, по сравнению с британским или немецким. Курс именно на него взят до начала мая.

Тимофей Милованов: Это нормальная политическая реакция. Когда общество боится и ожидает жесткой реакции, жесткая реакция следует. Но не нужно забывать, что эта жесткая реакция жестко среагирует на экономику. Такой парадокс: чтоб экономика ожила, необходимо чтобы люди были более активные, а для того, чтобы люди были в безопасности, нужно, чтобы они были менее активные. И это означает, что нужно меньше экономической активности. Где найти золотую середину – вопрос, конечно, за правительством.

В тот момент уже будет давление, чтобы запустилась экономика, не дай Бог, мы получим протесты или люди будут грабить продуктовые магазины
Тимофей Милованов


Сейчас люди больше боятся коронавируса, а через несколько недель у них будут заканчиваться деньги. Когда им не за что купить еды, что они будут делать? Одолжат? Возможно, но это тоже не так много, не все дадут, это может быть ещё две-три недели, а дальше за что жить? В тот момент уже будет давление, чтобы запустилась экономика, не дай Бог, мы получим протесты или люди будут грабить продуктовые магазины. Кстати, иногда можно использовать такой механизм, чтобы людей поддерживали именно едой. Может быть, это звучит смешно, но в Турции, в других странах уже так делают.

– Давайте к нашему разговору подключим экономиста Бориса Кушнирука. Борис, вы, наверное, следите за ситуацией в мире, как разные страны решают экономические вызовы, которые перед ними стоят именно в связи с пандемией. Какой ключ для Украины вы видите? Какие уроки из тех мер, которые принимают другие государства, можно извлечь?

Борис Кушнирук

Ограничения, которые вводит власть, обернутся такими катастрофическими последствиями для бизнеса и населения, что никакая пандемия вируса не принесет такого вреда для Украины, как эти мероприятия
Борис Кушнирук


Борис Кушнирук: По моему глубокому убеждению, существуют две системы поведения: одна – массовые запреты, ограничения, карантины. С другой стороны – позиция таких стран, как Нидерланды, Великобритания, Швеция, ещё более наглядным примером есть соседняя Беларусь, в которых фактически карантинные мероприятия очень ограничены. Я уверен, что именно этот вариант наиболее эффективен, так как переболеть нужно 70% населения, чтобы сформировался коллективный иммунитет, и нам нужно через это пройти. В то же время те ограничения, которые вводит власть, обернутся такими катастрофическими последствиями для бизнеса и населения, что никакая пандемия вируса не принесет такого вреда для Украины, как эти мероприятия. Надо понимать, что такие страны, как США и страны Евросоюза за счет печатного станка могут на триллионы долларов или евро поддерживать свои страны. Украина такого себе позволить не может, поэтому те мероприятия, которые осуществляются властью, точно приведут к катастрофическим последствиям. Вопрос только, как мы будем собирать экономику после того, как карантинные меры начнут исчезать. Причем я не исключаю явочного характера: граждане просто начнут их игнорировать, потому что им нет за что существовать.

Нам нужно сокращать расходы, причем существенно, потому что будет значительное падение доходов госбюджета. Задача состоит в том, чтобы удержать дефицит государственного бюджета в максимально малых размерах. Нужны другие механизмы, в том числе связанные со снижением налога нагрузки на бизнес. С точки зрения смягчения монетарной политики НБУ и снижение ставок в процентах, создание условий, бизнеса позволили бы развиваться и иметь перспективу.

Я ежедневно общаюсь с бизнесменами, они просят совета, говорят, что полный коллапс наступит в ближайшую неделю, потому что им удерживать людей не из чего
Борис Кушнирук


К сожалению, шаги, которые сейчас реализуются властью, очевидно, не дадут позитива и не изменят ситуацию, когда действительно огромное количество малого и среднего бизнеса останется просто без оборотных средств. Я ежедневно общаюсь с такими бизнесменами, они просят совета, говорят, что полный коллапс наступит в ближайшую неделю, потому что им удерживать людей не из чего. Они будут вынуждены их увольнять.

Многие действительно в тупике, у них нет такого запаса прочности и доступа к оборотным средствам. Они не смогут покрыть те разрывы, которые у них возникнут, даже если этот режим закончится
Борис Кушнирук


Мы умудрились дать налоговые льготы владельцам объектов бизнес недвижимости, но это не дает никаких послаблений тем, кто арендует помещения в ТЦ или промышленные помещения. В результате именно те, кто работает в помещениях, создает рабочие места, окажутся в наиболее сложной ситуации, потому что им не за что оплачивать эти арендованные помещения. Это – мебельная промышленность, легкая промышленность, сфера услуг. Многие люди действительно в тупике, у них нет такого запаса прочности и доступа к оборотным средствам. Они не смогут покрыть те разрывы, которые у них возникнут, даже если этот режим закончится. Поэтому я подчеркиваю, что уменьшение карантина – это было бы лучшее, что можно сейчас сделать. Кроме того, нужно иметь системные механизмы, каким образом содействовать малому, среднему и крупному бизнесу.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Сфера послуг і карантин: що змінилося для малого бізнесу

– Тимофей, без кредита МВФ украинская экономика упадёт?

Без МВФ вряд ли можно рассчитывать на что-то хорошее. Украина выживет, но это будет намного глубже кризис: больше рабочих мест потеряно, больше предприятий остановлено
Тимофей Милованов


Тимофей Милованов: Да. Другого выхода нету, к сожалению. Экономика настолько слаба, что мы без МВФ не обойдемся. Мы надеялись, что если б не было бы кризиса, это была б последняя программа МВФ, из которой Украина могла бы выйти и сказать, что у нас сильная экономика и нам больше это не нужно. Были такие предпосылки. Сейчас намного все сложнее: во-первых, мы затянули эту программу, во-вторых, есть проблема с законом, который нужно принять по поводу банков, чтобы бывшее владельцы банков не могли получить обратно банки, которые были разорены ими же, если были украдены деньги, чтоб нельзя было через коррупцию каким-то образом выудить еще больше денег от налогоплательщиков. Но, к сожалению, мы затянули эту ситуацию и лучше было бы, чтоб мы с МВФ подписали раньше можно это было сделать в декабре или в январе, но давайте сейчас это сделаем, я надеюсь это произойдет. Без МВФ вряд ли можно рассчитывать на что-то хорошее. Украина выживет, но это будет намного глубже кризис: больше рабочих мест потеряно, больше предприятий остановлено.

– Если Украина получит деньги от МВФ, о какой сумме идет речь и куда они пойдут прежде всего?

Тимофей Милованов: Обычно деньги МВФ идут в резервы НБУ, но сейчас резервы относительно стабильны, большие и такой потребности нету. Нам нужны деньги в бюджет, чтобы закрыть дефицит, который есть. Поэтому эта программа будет предполагать, что деньги зайдут в бюджет, либо частично зайдут. Говорят, до 10 млрд. долларов. Я надеюсь, что это действительно такая сумма и что она позволит Украине пройти через этот кризис.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Український транспорт і коронавірус: як впливає карантин на ключову галузь економіки

– Сейчас НБУ активно продает валюту, чтобы поддержать курс, который мы видим на обменниках. На сколько хватит этих запасов? Какой курс сейчас рыночный, и ваш прогноз по курсу гривни к доллару?

Тимофей Милованов: Во-первых, последние дни они уже не продают. Где-то что-то стабилизировалась и курс – немножко в другую сторону. Действительно, они потратили 2 млрд долларов, чтобы погасить панику. Почему важно чтобы курс резко не двигался? Резкий курс может вызвать панику. Во-первых, цены вырастут. Большой курс через какое-то время будет превращен в инфляцию, и это плохо, потому что люди получают зарплату в гривнах и особенно в сегодняшней ситуации повышение цен – это будет большая проблема для людей. Поэтому тут нужна определенная макроэкономическая стабильность. Нам нужно, чтобы инфляция у нас была под контролем, чтобы курс был под контролем. Какой будет курс в конце года – сложно предугадать.

При правильной монетарной политике и дисциплинированном поведении власти курс сможет удержаться
Тимофей Милованов


Тут удивительного кризис, потому что обычно кризис финансовый, например, во всём мире там падает спрос на экспорт Украины по каким-то причинам, и это для нас шок, тогда у нас меньше долларов, и курс тогда взлетает. Но в этот раз кризис с двух сторон бьёт: и во всём мире спрос и экономическая активность падает, и в Украине падает. Поэтому и спрос, и предложения на доллары тоже будут падать. Как бы это ни было удивительно, при правильной монетарной политике и дисциплинированном поведении власти курс сможет удержаться.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: «Мене не пустили додому». Карантин в окупації й інші «пригоди» українців під час пандемії (рос.)

– Борис, я мало слышал из СМИ о мерах, которые каждый украинец может предпринять, чтобы поддержать свою экономику. Допустим, у финнов целая акция развернулась – «Покупай финское». Какие советы вы дадите украинцам, которые хотят поддержать свою экономику уже сейчас?

Мы очень ограничены в своих возможностях, очень мало производим собственной продукции, у нас уничтожена переработка
Борис Кушнирук


Борис Кушнирук: На самом деле, мы очень ограничены в своих возможностях, очень мало производим собственной продукции, у нас уничтожена переработка. Именно содействие перерабатывающей промышленности, особенно в малом и среднем сегменте, было бы очень важным. Но это задача не на момент кризиса, это вопрос нескольких лет программы, которая должна использоваться. Сейчас вопрос в значительной степени зависит от того, что делает правительство, насколько эти ограничительные меры будут сокрушительными для экономики. Потому что что-то можно будет делать только когда мы выйдем из карантина. И вопрос лишь в том, какая будет совокупность действий со стороны правительства и Центрального банка, чтобы экономика имела возможность для восстановления.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Коронавірус в Україні і світі. Живий блог

Но, к сожалению, мой печальный жизненный опыт показывает, что это будет развиваться по наихудшему сценарию. Как правило, когда начинают реализовывать сценарии, то реализуются худшие, потому что люди, которые оказываются во власти, почему-то иногда даже глупеют, ибо перестают чувствовать реальную жизнь рядового гражданина и рядового бизнеса. Поэтому они не понимают, например, если вы еще на месяц вводите карантин, то для значительной части людей это – просто отсутствие средств существования. Это гарантированно стремительное ухудшение ситуации, и более того, – это обостряет их эмоциональное состояние. Они начнут не воспринимать любые действия власти, даже умные. К сожалению, сначала нам надо дождаться, когда этот карантин или де-юре, или де-факто прекратится и тогда встанет вопрос, что сделать, чтобы ситуацию начать стабилизировать.

ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Донецьк та Луганськ під час пандемії. Живий блог (рос.)

– Тимофей, дадите советы нашим слушателям, зрителям, как себя вести во время этого кризиса? Во что вкладывать деньги, куда тратить, стоит ли их сейчас придерживать какое-то время?

Тимофей Милованов: Я недавно читал исследования, что 57% людей в Украине имеют сбережений не больше чем на 4 недели. Должны быть наличные деньги, чтобы, если вы будете уволены или у вас другие источники денег закончатся, вы могли хотя бы несколько недель экономно, но иметь деньги на еду. Если же у вас больше денег, то я бы тоже разделил их в наличных недели на 4, может быть, и месяц, а всё остальное держал бы каких-то валютах. Валюты сейчас можно и покупать, и продавать онлайн через банк. Убедитесь, что ваш банк надежный. Держите именно в банках, а не у друзей или псевдофинансовых организациях. Убедитесь, что в вашем банке есть все необходимые онлайн услуги: от платежей до обмена валют.

Главное удержать работу, потому что будут увольнение. Важные и личные отношения с руководством и коллегами, можно проявлять и активную позицию: говорить, что вы готовы получать чуть меньше зарплату или взять чуть больше работы. Проявлять какую-то инициативу, чтобы быть более важным и полезным сотрудником для компании. Потому что компании, прежде всего, будут сохранять персонал, который является ключевым. Если же вы малый предприниматель, очень важно чтобы у вас были хорошие отношения с клиентами. Даже если сейчас они на какое-то время отвернуться, сразу после выхода из кризиса вам нужно будет восстанавливать клиентскую базу. Мы видим, что, наверное, будут изменяться рабочие отношения, по сути происходит диджитализация бизнеса, поэтому это хорошее время ею заняться.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите).