Уголовно-психиатрический скандал в Славянске

Михаил Тышкевич (слева)

(Друкуємо мовою оригіналу)

В Славянске человека принудительно лечат без документов и не проводят обязательные экспертизы психического состояния. А теперь суд решил направить его в больницу, которую Ульяна Супрун назвала «тюрьмой». Об этом говорит отец, который пытается добиться правды для сына. А как объясняют это официальные органы?

Кого осудили за убийство?

Преступление произошло 19 января 2018 года в Славянске. Михаил Тышкевич нанес удары ножом мужчине. Тот умер. Без отца остались две девочки четырех и шести лет. Отец Михаила, Александр Тышкевич, говорит, что до этого сын четыре раза лежал в стационаре с эписиндромом (симптоматическая эпилепсия). Михаилу назначили принудительное лечение с суровым надзором.

Он был осужден, и все следственные действия, и суды первой и второй инстанции, и нахождение его в больнице, и в СИЗО, – все без документов
Александр Тышкевич

Михаила Тышкевича судили в Славянске. Отец говорит, что личность сына во время суда не установили, а паспорт после задержания пропал: «Я не беспокоился, я думал, что паспорт находится в материалах дела. Однако оказалось, что там одна ксерокопия, при том – плохого качества, – разводит руками Александр Тышкевич. – Я просто не юрист. Я обычный человек. Я не знал, что такое вообще может быть: что он был осужден, и все следственные действия, и суды первой и второй инстанции, и нахождение его в больнице, и в СИЗО, – все без документов».

Прокурор Славянской прокуратуры Оксана Пономарева утверждает, что все было по закону: «Какие-либо документы у него не изымались. Следователем была надлежащим образом заверена копия паспорта».

Оксана Пономарева, прокурор

Личность устанавливается и без паспорта
Анна Овдиенко

Мы спросили у Анны Овдиенко, юрисконсульта Харьковской правозащитной группы, можно ли судить человека без документов? «В теории его могли бы осудить и без ксерокопии. То есть, бывают ситуации, когда у человека вообще нет документов, удостоверяющих личность. Тем не менее, у полиции есть базы, есть еще какие-то источники данных. То есть, личность устанавливается и без паспорта». Но Александр Тышкевич говорит, что сын родился в Словакии, а паспорт получил в Донецке, поэтому все базы были недоступны.

Мы отправили запросы в прокуратуру и полицию, чтобы выяснить, как правоохранители идентифицировали личность задержанного. Ждем ответов.

Лечение без экспертизы

Суд решил госпитализировать Михаила в учреждение по предоставлению психиатрической помощи с суровым надзором. Единственная больница такого типа расположена в Днепре.

Привозят человека, как кота в мешке просто
Александр Тышкевич

«Его два раза возили в Днепр насильно, без документов. Но больница Днепра естественно не приняла его, потому что не знала, кто перед ней, они не могли его идентифицировать, я бы на их месте то же самое сделал. Привозят человека, как кота в мешке просто», – возмущается отец Михаила Тышкевича.

Почти год его сына принудительно лечат в областной клинической психиатрической больнице Славянска. По словам Александра, врачи говорят об улучшениях, в частности, уже нет галлюцинаций. По Закону «Про психиатрическую помощь», не реже одного раза в шесть месяцев Михаила должна осматривать комиссия врачей-психиатров. Доктора должны решить: продлевать лечение или прекращать. Однако, за все время такая комиссия ни разу не собралась.

«Люди не будут находиться в тюрьме, замаскированной под больницу» – Супрун

В апреле этого года прокурор Оксана Пономарева попросила суд уточнить, в какой конкретно больнице должны лечить Михаила. И судья Славянского суда Татьяна Хаустова 14 мая уточнила: лечить надо в Днепре.

Татьяна Хаустова, судья Славянского горрайонного суда

Конкретные учреждения определяет служба исполнения наказаний
Анна Овдиенко

Юрисконсульт Анна Овдиенко так говорит об этом решении: «Чаще всего судьи не указывают в решениях ни учреждения психиатрические, в которых должен находиться человек, ни учреждения исполнения наказания, допустим. Это не компетенция суда. То есть, конкретное учреждение. Конкретные учреждения определяет служба исполнения наказаний».

Между прочим, больница в Днепре уже была в центре внимания. В сентябре 2018 года на своей странице в социальной сети и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун написала: «Вместе с сотрудниками МОЗ Украины мы посетили это учреждение. Увидели ужасные условия, жестокое отношение к людям и отсутствие необходимого лечения, кроме медикаментозного, в частности, терапии и социальной адаптации». Также Супрун написала, что эту больницу в Днепре решили реорганизовать, а пациентов перевести в больницы, которые расположены поблизости от места жительства.

Почему же прокуратура решила уточнить название больницы? Возможно, потому, что в Днепре Михаила не принимали без паспорта. А теперь, как говорят юристы, судебного решения будет вполне достаточно, чтобы психиатры из Днепра начали его лечить.

История не окончена

В этой истории много невыясненного. Отец Михаила в апелляции будет оспаривать решение славянского суда. Также он пытается привлечь внимание киевских властей к нарушениям в Славянске. А мы обратились с запросами в разные структуры. Ждем ответов и обязательно их опубликуем.

Михаил Тышкевич (слева) с отцом Александром в Славянском горрайонном суде

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук https://www.facebook.com/donbassrealii/ чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите).