(Друкуємо мовою оригіналу)
На неподконтрольном Донбассе обстреляли грузовик с углем, который отправили на помощь жителям прифронтового села. Боевики обвиняют в этом украинских военных, однако те в ответ указывают: если бы стреляли противотанковой ракетой, от грузовика бы ничего не осталось. В «Красном кресте» договорились о режиме тишины и теперь хотят знать: кто его нарушил? Но интересно вот что: уголь, который везли жителям оккупированного села Голубовское, был куплен на подконтрольной Украине территории. Почему же не помогали углем из ОРДЛО – ведь его там должно быть с излишком?
6 февраля в юго-восточной части села Голубовское Луганской области обстреляли грузовик с углем от Красного креста. Машина ехала на помощь жителям прифронтовых сел на неподконтрольной территории – топливо для отопления им везут с другой стороны фронта.
Спикер Международного комитета Красного Креста Яна Бауэрова рассказала Радио Донбасс.Реалии, что от обстрела никто не пострадал. Уголь по селам неподконтрольной территории доставляли в рамках программы поддержки уязвимых групп населения в зоне конфликта. Возят не только уголь, но также стройматериалы, печки и даже корм для животных.
«Повреждена была только машина, которая не была обозначена эмблемой Красного Креста. Нам иногда надо срочно предоставить гуманитарную машину, и когда наших машин не хватает, мы иногда можем, чтобы успеть, пригласить помощь извне», – говорит Бауэрова.
Красный Крест заранее договаривается о «режиме тишины» с обеими сторонами конфликта, поэтому теперь международная организация хочет знать – почему их машину обстреляли. Всю гуманитарную помощь, подчеркнула спикер, они доставляют с подконтрольных украинскому правительству территорий, однако машина вполне могла принадлежать жителю неподконтрольных районов Донбасса.
Международный комитет Красного Креста – единственная международная организация, которой пророссийская администрация позволяет оказывать гуманитарную помощь жителям прифронтовых сел ОРДЛО. Общий объем помощи оценить сложно, по словам Бауэровой, одного топлива на эту зиму доставили больше 26 тысяч тонн – жителям сел вблизи линии фронта по обе стороны конфликта.
Пророссийские силы в Луганске распространяют, как «доказательство вины украинских военных», следующее видео: на нем видно грузовик с погнутым кузовом. Человек, который называет себя водителем, утверждает, что обстрел произошел около 3 часов дня и что он ехал из неподконтрольного Стаханова (в 2016 году городу вернули историческое название Кадиевка).
Наблюдатели ОБСЕ, впрочем, говорят, что видели на месте происшествия обгоревший номерной знак украинского образца, а не образца группировки «ЛНР». Представители международной организации прибыли на место инцидента только на следующий день, 7 февраля, где им показали возможные осколки противотанковой управляемой ракеты неустановленного типа. Сам грузовик наблюдатели не видели.
Если бы стреляли «Стугной», от грузовика бы ничего не осталось
Украинские военные действительно сообщали об уничтожении грузовика боевиков в этом селе, однако говорят: стреляли противотанковой ракетой «Стугна» (калибром 130 или 152 мм) с лазерным наведением, которая предназначена для уничтожения танков, и в случае попадания грузовик был бы полностью уничтожен.
Это не первая техника пророссийских боевиков, который украинские военные уничтожили в феврале – так, 5 февраля в районе Крымского Луганской области такой же противотанковой ракетой подбили бронированную машину, а 6 февраля – внедорожник.
ДИВІТЬСЯ ТАКОЖ: Бойовики обстріляли житловий будинок у селищі Зайцеве – штабЕсли бы грузовик с углем в Голубовском обстреляли украинские военные, российские гибридные силы бы уже превратили инцидент в настоящий пропагандистский сюжет, утверждает глава военно-гражданской администрации Зайцево Донецкой области Владимир Веселкин, а если просто сообщили про факт обстрела, то они сами и стреляли.
Что до гуманитарной помощи жителям прифронтовых сел, продолжает Веселкин, то если на подконтрольной территории работает много международных организаций, то на оккупированной – только одна.
«Красный Крест помогает нашим в Зайцево на оккупированной части поселка в таких же объемах. Большущий минус с той стороны, что там работает только Красный Крест. У нас работает и «Человек в беде», и «Адра», тот же Красный Крест, ООН… а там работает только Красный Крест», – рассказывает Веселкин.
По данным журналиста Дениса Казанского, на оккупированной части Донбасса сохраняется горный закон, согласно которому шахты должны развозить уголь льготникам бесплатно.
«Насколько я знаю, у них есть проблемы с бытовым углем, но его поставляют. Шахты на той территории его как-то развозят. Есть горный закон, есть льготники, они получают уголь – пишут заявление и шахта, которой они подотчетны, привозит уголь», – рассказывает журналист в комментарии Радио Донбасс Реалии.
Оценить объемы этой помощи, впрочем, сложно, говорит Казанский. Право на бесплатный уголь имеют те, кто отработал определенное время на шахтах.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу. Якщо у вас є тема для публікації чи відгук, пишіть нам: Donbas_Radio@rferl.org