В 2018 году в Мариуполе и Покровске 73 семьи беженцев получили квартиры на время. Постоянного жилья нет

Иллюстративное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и местные власти Мариуполя и Покровска выделили деньги на то, чтобы заселить 73 семьи. Получали жилье самые нуждающиеся, для этого была создана целая система оценки, позаимствованная в Грузии. Эта программа – лишь частный случай, проблема не решена, системно ничего не делается, считают эксперты-общественники, но все же – заработал хоть минимальный механизм. Одна из получивших квартиру в Мариуполе – мать-одиночка, беженка из Донецка.

До 2016 года, пока вся железная дорога Донбасса подчинялась Украине, Марина Кравчута работала на Донецком железнодорожном вокзале. Она была вынуждена бежать от российских гибридных сил с двумя детьми и матерью-пенсионеркой, муж бросил, не захотел помогать. В Мариуполе первое время вчетвером они жили на пятнадцати метрах в общежитии. Два месяца макароны составляли рацион семьи.

Марина Кравчута с матерью и дочкой в квартире.

О возможности получить временное жилье Марина узнала в конце 2017 года, подала документы в местные органы власти в Мариуполе. Марина набрала достаточное количество баллов, и ее семья стала одной из 64, получивших сертификат на пользование квартирой. Доля счастливчиков среди нуждающихся в жилье ничтожна. Большинство ее знакомых-переселенцев не верит в помощь государства, говорит Марина.

Когда я собирала документы, я верила: а вдруг получится! А многие даже не верят, что государство может помочь
Марина Кравчута

«Когда я собирала документы для программы, я верила: а вдруг получится! А многие даже не верят, что государство может помочь. Все разуверились и считают, что никому не нужны. Люди остались наедине со своей проблемой и кто как может, так и выгребает. Кому-то пришлось род деятельности сменить, кому в Европу ехать на заработки, чтоб заработать и купить угол», – рассказала Марина Кравчута.

Еще 9 семей получили жилье в Покровске. Только Покровск и Мариуполь пошли на эту программу. Централизованно, от Министерства по вопросам временно оккупированных территорий пришла лишь половина денег – 17 миллионов. Вторую половину для покупки квартир нужно было докладывать из местных бюджетов. На следующий год планируют купить еще 63 квартиры в Мариуполе и 3 в Родинском. Местные власти приобретают эти квартиры в собственность и дают их в пользование переселенцам, рассказала начальник управления по вопросам переселенцев и гуманитарного сотрудничества МинТОТ Ирина Калупаха.

Жилье это временное, но ВПЛ могут пользоваться им до тех пор, пока их социальное положение не улучшится
Ирина Калупаха

«Жилье это временное, но ВПЛ (внутренне перемещенные лица – ред.) могут пользоваться им до тех пор, пока их социальное положение не улучшится, и человек не сможет сам улучшить условия проживания. Сколько будет потребность проживать, столько и будет человек жить в этом жилье. Когда потребность исчезает, то жилье остается в коммунальной собственности и может быть передано для проживания другим уязвимым категориям», – рассказала Ирина Калупаха.

Счастливчиков, кому вручить квартиру, отбирали по бальной системе, позаимствованной в Грузии. Эта страна смогла обеспечить жильем 36 тысяч семей переселенцев – это половина общего числа бежавших от войны. В Грузии переселенцами было 6% населения, в Украине вдвое меньше, но до сих пор страна даже не выяснила, сколько из них нуждается в жилье, считает менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина.

В начале конфликта, еще в 2014 году, в областях начали создавать реестр объектов, которые можно использовать под жилье для переселенцев. Но реестр так и не был создан. Более того, прокатилась волна скандалов, тратились огромные суммы на ремонт общежитий, но объекты так и не заселились. Программа МинТОТ выдачи жилья в пользование это лишь разовый случай на пятый год, который не решает проблемы, считает Валерия Вершинина.

Важнее, чтобы Минрегионбуд и обладминистрации выполняли обязательства по обеспечению жильем переселенцев
Валерия Вершинина

«Деятельность по созданию реестра блокировалась, его нет. И на этом фоне деятельность МинТОТ – это не системная деятельность. Конечно, это здорово, люди, которые получили квартиры в пользование, счастливы. Но куда было бы важнее, чтобы Министерство регионального строительства и областные администрации выполняли возложенные на них обязательства по обеспечению жильем переселенцев и других групп системно. А не ждали пока придет донор, или заработает разовая программа», – считает Валерия Вершинина.

На жилье для переселенцев ранее было выделено 100 миллионов гривен под программу «Доступное жилье». Но программа так и не заработала, и деньги не дошли до людей. В Грузии, где после конфликта прошло 10 лет, работает 9 жилищных программ, под которые выделено более 30 миллионов долларов.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК ДОНБАСС.РЕАЛИИ

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)