Финансовая разведка США раскроет всю картину – Рыбачук о новых санкциях против России

Иллюстративное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

29 января Минфин США должен передать в Конгресс перечень российских олигархов из ближайшего окружения Владимира Путина – около 300-400 человек, по данным журналистов. В дальнейшем эти фамилии могут пополнить санкционные списки США против российского режима. Насколько вероятно, что доклад станет основой для новых санкций? Почему российские бизнесмены так боятся его публикации? И что может предпринять окружение Владимира Путина, чтобы избавиться от санкций? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили глава общественной организации Центр UA, бывший вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук, эксперт Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Алексей Полтораков и российский политический аналитик Николай Петров.

– Еще за несколько месяцев до публикации этого доклада многие эксперты говорили, что доклад Минфина США – последнее предупреждение для России. На ваш взгляд, действительно ли это такой серьезный жест или значение этого доклада преувеличено?

Единственный способ сдерживать диктаторов, которые зарабатывают эти кровавые деньги и переводят их в западную систему – браться за их активы
Олег Рыбачук

Олег Рыбачук: Нет. Я лично уверен, хорошо понимая, как работает эта система, что это не преувеличение.

Единственный способ сдерживать диктаторов, которые зарабатывают эти кровавые деньги и переводят их в западную систему – браться за их активы. Западный мир очень медленно готовится, но наступает точка невозврата, когда поведение такого человека как Путиин угрожает не только безопасности, а большим финансовым ресурсам.

– Возможная публикация пофамильного списка олигархов, бизнесменов, чиновников, связанных с Владимиром Путиным, что означает в политическом плане? Какой это сигнал для российской элиты?

Не стоит забывать о наших олигархах. Если создается список орбит влиятельных бизнесменов из окружения Путина, без украинцев тут не обойдется
Олег Рыбачук

Олег Рыбачук: Ожидание смерти страшнее самой смерти. Такого количества «посланцев» Вашингтон не видел очень давно. Действительно, цена вопроса не попасть в список очень высока. Поэтому очень лоббируются интересы тех, кто боится туда попасть.

Сам список, это не санкции. И не стоит забывать о наших олигархах. Если создается список орбит влиятельных бизнесменов из окружения Путина, без украинцев тут не обойдется, в том числе самого высокого уровня. Поэтому для них это тоже сигнал.

– Даже сама публикация в предположительном списке российских олигархов может стать для них токсичной. Потому что уже будут дважды-трижды думать, вести ли с ними дела. И второе, что там могут быть фамилии из украинской элиты, то есть, сигналы могут быть и им?

Олег Рыбачук: Конечно. Большинство украинских олигархов с обеих сторон трубы, до сих пор, включительно с бизнесом президента. Так или иначе есть контакты, торговый оборот через Белорусь, через Крым. Но нет ответов на многие вопросы.

А то, что сейчас финансовая разведка США, получив политическое добро, соберет картинку полностью, у меня нет сомнений, потому что это невозможно скрыть.

В окружении Путина начинает строиться такая зона, когда теряется доверие с обеих сторон. Они теперь уже не знают, каким образом отмежеваться от бизнеса в Крыму, например. В истории санкций это качественно новый этап.

Олег Рыбачук

– Алексей, согласны ли вы, что это новое качество санкций против путинского режима со стороны США? И к каким результатом это может привести?

Алексей Полтораков: Я согласен, но отчасти. Во-первых, антироссийские санкции не стоит переоценивать. Во-вторых, они носят точечный индивидуальный характер, не носят системного структурного удара по экономике. Технологические санкции можно со скрипом также обойти.

Касательно конкретных персон, токсичных, нерукопожатых, с которыми сложно будет иметь бизнес. Допустим, в этом списке окажется тот же Сурков, разве Курт Волкер перестанет с ним встречаться и обсуждать дела? Нет. Или Путин перестанет считаться политиком номер один, который все решает и через которого идут все дела? Тоже сомневаюсь.

Эти санкции, особенно именные, Россия при очередных кадровых перестановках в российских топовых элитах, может использовать в свою пользу в плане внутренне кремлевских разборок. Если нужно будет принести в жертву какую-то серьезную политическую фигуру, всегда можно выбросить на него компромат, подкрепленный западными данными о санкциях, о том, что он нечестная персона.

– Насколько известно, там могут упоминаться родственники, подставные компании, для демонстрации того, как обходят санкции нынешние российские чиновники и бизнесмены.

Алексей Полтораков: Мне кажется, мы будем иметь дело скорее с эквивалентом таких себе «Panama Papers», в случае чего. Когда будет действовать угроза публикации, угроза слива компромата. Неизвестно, каким будет итоговый документ, насколько он будет открытым. Я бы не стал переоценивать экономический фактор санкций, а бы делал акцент на их политическую составляющую.

– То есть занесенный топор над российскими элитами?

Алексей Полтораков: Не совсем. Эти чиновники и бизнесмены выводятся из активной международной политической игры.

– Если финансовые активы будут под угрозой ареста, поведение российской элиты касательно Владимира Путина может скорректироваться или они до конца пойдут со своим лидером?

Алексей Полтораков: Они будут вынуждены до конца пойти со своим лидером. Они уже с ним определились в плане выборов на среднесрочную перспективу его следующей каденции.

Алексей Полтораков

Предварительно санкции своей ключевой первостепенной целью имеют не столько наступательный, сколько сдерживающий характер
Алексей Полтораков

Эти санкции могут стимулировать их уже сейчас начинать разыгрывать вариант готовить преемника Путина через пять лет. Предварительно санкции своей ключевой первостепенной целью имеют не столько наступательный, сколько сдерживающий характер. Чтобы Россия сдержала свои темпы, активность во влиянии на Западе.

Олег Рыбачук: Я бы хотел посмотреть на этих людей, которые останутся с Путиным голыми и босыми. Кстати, огромная часть российского бизнеса сейчас выехала из России. Большинство из них перестраховываются и выходят.

Тут можно провести аналогию, когда муха попадает в паутину. Сначала первая реакция российского бизнеса была, что они вообще не имеют счетов в американских банках и санкции им ничего не сделают. Потом они старались создать побочные компании. Но возможности в частности американской электронной разведки колоссальны. После любой транзакции в международной банковской системе они попадают в список, где записываются фирмы. Они мониторят практически все. Это означает, что нельзя пользоваться этими счетами, они могут быть заморожены и даже конфискованы.

– Алексей сказал, что это скорее такой сдерживающий фактор, чтобы Россия не вмешивалась в политику Запада, допустим в следующие промежуточные выборы в Конгресс США в этом году. Может ли этот список скорректировать нынешнее поведение или это действительно долгая игра с обеих сторон?

Нервный Песков уже прокомментировал, что это прямое и грубое вмешательство США в выборы России
Олег Рыбачук

Олег Рыбачук: Нервный Песков уже прокомментировал, что это прямое и грубое вмешательство США в выборы России. То есть, это официальная реакция Кремля.

У нас чуть ли не первый день был реальной тишины на фронте, когда Волкер встречался с Сурковым. Мы сейчас видим активизацию США и Волкер очень четко говорит кто агрессор, у кого какие задачи. Он открыто заявляет, что, чтобы заставить Россию вернуть Украине оккупированные территории, нужно делать болевой прием и только когда боль станет невыносимой, Россия отреагирует.

– Сработает, как вы думаете?

Олег Рыбачук: Я уверен, что да. Но это не должно быть украинской мантрой. Будто после санкций все решится. Украине угрожают не так российские танки, как украинская коррупция.

– Николай, ходят слухи, что окружение российского президента очень переживает по поводу публикации этого доклада. Что вы думаете по этому поводу? И может ли окружение Путина решать что-то без него самого?

То небольшое число непосредственно окружающих Путина олигархов, напрямую связало свою судьбу с режимом в его нынешнем виде и является его заложниками
Николай Петров

Николай Петров: Смысл персональных санкций заключается как раз в том, чтобы ввести разлад в элите. И в этом смысле расширение санкций на это работает. То небольшое число непосредственно окружающих Путина олигархов, напрямую связало свою судьбу с режимом в его нынешнем виде и является его заложниками.

Важно то, что это не разово и доклады будут делаться регулярно, в них будут появляться новые люди.

Тут есть беспокойства, есть попытки маневрирования, чтобы себя избавить от санкций. Некоторые ведут себя так, будто они уже в этом списке. Понятно, что это достаточно сложная игра и весьма болезненная.

– Чего конкретно боятся чиновники?

Николай Петров: Здесь как минимум две причины. Во-первых, чиновники и около государственные бизнесмены зарабатывают деньги в России, а тратить их хотели бы в более комфортных местах, отправлять туда своих детей и жен. Во-вторых, включение таких людей в список ставит под угрозу их бизнес.

– Олег, если подняться из украинского контекста, зачем Америке наказывать «путинскую властную систему»? Почему в американской власти, исключая президента, сложился такой антироссийский консенсус, ведь дело не столько в Украине?

Олег Рыбачук: Да. Но россияне заигрались, в том числе Путин. Например, вмешательство в избирательный процесс. Когда такое было в истории США, чтобы руководитель избирательной кампании был фактически агентом ФСБ и окружение президента в той или иной мере контактировало со спецслужбами. Это слишком для американцев.

Сейчас и для Трампа, который хочет выжить, стоит вопрос чести, отмежеваться от россиян и показать, в том числе американцам, что он, в отличие от Обамы, такого терпеть не будет.

– Вы сказали, что самое главное – вмешательство в американскую избирательную систему и нарушение американских интересов, насколько вероятно, что в результате повышения ставок украинский вопрос потеряется во внешней политике США?

Олег Рыбачук: Если в Украине будет продолжаться такое наглое разворовывание, в том числе и американской помощи. Поэтому для нас очень важно, чтобы в стране хорошо работал бизнес, и использовать возможности для инвестиций. Мы действительно можем быть примером успеха.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)