(Друкуємо мовою оригіналу)
СМИ Украины не должны выступать ретрансляторами российской пропаганды или например брать интервью у соратников экс-президента Виктора Януковича. Об этом заявил общественный активист Виталий Овчаренко. Он отметил, что Украина четвертый год является жертвой гибридной войны, когда борьба ведется не только на фронте, но и в информационном поле. В то же время журналист Виталий Сизов считает, что СМИ стоит обращать внимание на все источники, в том числе российские и вещающие с неподконтрольной Украине территории. При этом, уточнил Сизов, информация таких источников должна быть тщательно перепроверена. Поводом для данной дискуссии стало интервью телеведущей Натальи Влащенко на канале ZIK с заместителем главы Администрации президента Януковича Андреем Портновым, а также опубликованное интернет-ресурсом «Новости Донбасса» мнение Николая Левченко, бывшего депутата Верховной Рады от Партии регионов. Стоит ли предоставлять слово таким деятелям? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии дискутировали журналисты, дончане Алексей Мацука (по телефону) и Виталий Сизов, а также общественный активист, дончанин Виталий Овчаренко.
– На интернет-ресурсе «Новости Донбасса» приведена точка зрения Николая Левченко, который теперь возглавляет Фонд «Донбасс без оружия», является автором законопроекта о разминировании. Но он более известен своей деятельностью во время режима Януковича. Алексей, не жалеете, что предоставили слово Николаю Левченко? Это правильно, по вашему мнению, в условиях войны?
Патриотизм журналиста заключается в том, что он будет честным, объективным, будет предоставлять всем сторонам возможность выступить и придерживаться стандартовАлексей Мацука
Алексей Мацука: Странно от вас слышать такой вопрос. Журналистская работа – это не патриотизм. Если вы хотите быть патриотом, значит, не стоит работать журналистом.
Но патриотизм журналиста заключается в том, что он будет честным, объективным, будет предоставлять всем сторонам возможность выступить и придерживаться стандартов, которые закреплены за журналистом.
Касательно сообщения от различных стейкхолдеров, людей, которые так или иначе связаны с Украиной, мне сложно определить, кто из них хороший, а кто плохой. Важно передавать новости и информацию, важно, чтобы общество было проинформировано. Это и цель нашей работы.
– А вы бы взяли большое часовое интервью у Левченко, как госпожа Влащенко у Портнова?
Алексей Мацука: Мы не брали комментарий у Левченко, была рассылка, откуда мы взяли сообщение. Решение остается за редакцией. Если вы хотите дать полную палитру происходящего, то это ваш выбор. Если вы хотите подавать информацию в рамках какого-то одного дискурса, это тоже ваш выбор.
Все зависит от целесообразности. Если есть интерес общества и запрос на такую информацию, и она будет влиять на общественную ситуацию, тогда да. Сегодня я не знаю, какое влияние у Левченко на ситуацию внутри Украины.
– Виталий, вы резко прокомментировали решение Алексея, объясните свою позицию.
Виталий Овчаренко: Я резко высказывался и буду высказываться, потому что считаю неправильным комментирование и возвращение в информационное поле таких людей, как Левченко, а также подачу в своих материалах на позиции равнозначности так называемых сводок так называемых «ДНР» и «ЛНР».
Более того, когда в украинских СМИ цитируются разные деятели оккупационных администраций, таких как Захарченко, когда они комментируют действия, происходящие в Украине, не является ли это ретрансляцией российской пропаганды?
Стоит ли брать интервью у Путина? Он говорит абсолютные несуразицы, которые не соответствуют реальностиВиталий Овчаренко
Или, например, стоит ли брать интервью у Путина? Для того, чтобы понять дискурс Путина, достаточно посмотреть раз в год его интервью в прямом эфире по российским СМИ. Там прекрасно видно, что он говорит абсолютные несуразицы, которые не соответствуют реальности. Как эти часовые интервью могут быть актуальны для общества?
Путин до сих пор не признал присутствие российских войск, он и в интервью не признает их наличие. У нас есть журналист «УНИАН» Роман Цимбалюк, который уже не первый год задает те же вопросы, но ответов все еще нет. Точно так же Захарченко.
– Если Захарченко скажет о новом этапе обмена пленными? Не нужно выставлять его комментарии?
Захарченко и другие коллаборационисты могут просто использовать журналистов в целях политической спекуляцииВиталий Овчаренко
Виталий Овчаренко: Касательно вопросов пленных есть Ирина Геращенко, которая этим занимается. Она владеет информацией и вполне компетентна. Захарченко и другие коллаборационисты могут просто использовать журналистов в целях политической спекуляции. Вдруг мы начнем ставить эти новости, а они будут прекращать обмен. Мы будем нервировать общество. Все их месседжи касательно любой деятельности используются ими для ослабления нас, в том числе и журналистов.
– То есть, вы не согласны с Алексеем, что журналистская работа – не патриотизм? Я так понимаю, по его мнению, достоверность и стандарты превыше всего.
Виталий Овчаренко: Где достоверность и стандарты в цитировании российской пропаганды, я не могу понять.
Информацией могут манипулировать политические силы и с нашей стороныВиталий Сизов
Виталий Сизов: Я тоже уважаю Ирину Геращенко, но мне недостаточно получать информацию только от нее по обмену пленными. Информацией могут манипулировать политические силы и с нашей стороны.
Также, когда мы говорим о сводках так называемых «ДНР» и «ЛНР», говорят, что есть официальная точка зрения Украины, но она во многом дискредитирована и карикатурна.
Все-таки мне кажется, одной точки зрения, если мы хотим понимать ситуацию, не достаточно.
– Теоретически, если вдруг будет обострение на фронте на этой, развязанной Россией, войне и снаряд случайно попадет в жилой дом или в мирных жителей, и окажется, что по ошибке это сделали ВСУ. Стоит ли акцентировать на этом внимание?
Виталий Сизов: Стоит передавать ту информацию, какой она есть в действительности. Если же мы не уверены, а предполагаем, то нужно подать информацию в комплексе с нескольких источников о происходящем.
– Можно ли цитировать сепаратистские источники в украинских СМИ?
Виталий Сизов: Смотря что, но выборочно и поддавать критическому восприятию, как и любой другой источник.
Виталий Овчаренко: Никто не призывает что-то замалчивать. На войне неизбежны непредвиденные обстоятельства.
– Где же тогда грань?
Виталий Овчаренко: В том, чтобы не было прямой ретрансляции российской пропаганды, когда подаются все эти сводки, цитаты как мнение другой стороны. У нас есть прецеденты в истории, когда СМИ влияли на события войн.
Ретранслируя российскую пропаганду, мы закладываем бомбу замедленного действия для людейВиталий Овчаренко
Ретранслируя российскую пропаганду, мы закладываем бомбу замедленного действия для людей, которые живут в оккупации. Если они критически относятся к той информации, которой их пичкают, при этом читают украинские СМИ и видят, что там цитируют оккупационные и российские медиа, получается, они заслуживают доверия.
Виталий Сизов: Если я цитирую источник, я не говорю, что это правда. Читатель не обязан верить в то, что там говорится. Я просто подаю информацию.
– А если бы у вас была возможность, вы бы пообщались целый час с господином Портновым?
Виталий Сизов: Если бы в этом была целесообразность, и он мог сообщить новую информацию. Возможно он рассказал бы где Янукович спрятал свои деньги.
– А на это можно рассчитывать? Украинский журналист Евгений Якунов, комментируя интервью Влащенко с Портновым, отметил в «Фейсбук»: «Принципиальный манипулятор не может быть источником информации для аналитиков». Не согласны?
Виталий Сизов: Тут много личной оценки. Не является ли его комментарий манипуляцией?
Возвращаясь к Портнову. Наша власть за четыре года, которая кричит, что Портнова нельзя показывать, не смогла ничего ему предъявить, он юридически чист.
– Вы смотрели это интервью с Портновым, почерпнули какую-то информацию?
Виталий Сизов: Да, я был вынужден его посмотреть. Ничего нового не услышал, кроме его личной точки зрения.
Виталий Овчаренко: Я не думаю, что бывшие «регионалы», которые скрываются в России или живут в Украине, могут сказать что-то новое.
Я согласен с Виталием, что власть ничего не предпринимает для того, чтобы наказать этих людей, которые прямо или косвенно виновны в расстреле пары сотен человек в центре мирного города.
– Война продолжается четвертый год, люди гибнут, есть раненые, многие вынуждены уезжать. Как в этих условиях не перейти грань лжи и правды?
Виталий Овчаренко: Нужно не забыть, что есть ценности общечеловеческие и моральные.
Виталий Сизов: Нужно максимально верифицировать информацию и проверять там, где это возможно проверить, потреблять из надежных источников.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)