(Друкуємо мовою оригіналу)
Вопреки ремонту сети с украинской стороны и заверением «сепаратистов», что они делают все возможное для восстановления связи, мобильные телефоны в Донецке уже 13 дней молчат для жителей подконтрольной Украине территории. Какие версии? Можно ли покрыть временно неподконтрольную Украине территорию с подконтрольной? И вернется ли украинская связь в Донецк? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии рассказали начальница отдела по связям с общественностью компании «Vodafone Украина» Виктория Рубан и блогер, переселенец из Донецка Виталий Дидевич.
– Виктория, есть ли новости? Что известно на этот момент: сдвинулось ли что-то с мертвой точки или ничего не изменилось?
Виктория Рубан: Vodafone починил магистральную линию связи, которая была повреждена в ходе военного конфликта. Сегодня должен был восстановиться тот трафик, который ходил через эту линию до аварии из Луганской и Донецкой областей. В Луганской сеть восстановилась, трафик ходит, в Донецке – нет.
– С чем это может быть связано? Какие выводы у компании?
Оборудование по каким-то причинам выключено. Мы предполагаем, что нет электропоставокВиктория Рубан
Виктория Рубан: Мы сделали свои ремонтные работы. И по идее, если бы все было в порядке, мы бы сразу увидели все свои объекты сети на неподконтрольных территориях. В Луганске мы видим свои объекты, трафик пошел, а Донецк молчит. Это значит, что оборудование по каким-то причинам выключено. Мы предполагаем, что нет электропоставок, оборудование отключено от сети.
– Есть ли данные о характере повреждения питающего узла, который ремонтировали?
Виктория Рубан: Это нейтральная территория, наша линия связи проходит через линию разграничения, и ремонтные работы велись между двумя блокпостами. Но повреждения произошли в ходе военных действий.
Слушатель, Донецкая область: Уже давно были разговоры о том, что Захарченко по сепаратистским каналам говорил, что пора отключаться от украинского канала и переходить на их оператор. Они подняли стартовые пакеты до 480-500 рублей. Эти деньги идут сепаратистам и лично Захарченко в карман.
Виталий Дидевич: Если Захарченко нужны деньги и они хотят нажиться, почему они не отключили Vodafone в марте, когда был отключен Укртелеком?
Та сторона пытается контролировать сеть. Они хотят получить ключи к сети, чтобы полностью отмежеваться от УкраиныВиталий Дидевич
Недавно так называемое «Министерство связи ДНР» обратилось с просьбой прислать своих специалистов по настройке сети. Я общаюсь с людьми, которые там живут, есть знакомые, которые работают в структурах, которые относятся к связи «ДНР», у них есть мнение, что та сторона пытается контролировать сеть. Они хотят получить ключи к сети, чтобы полностью отмежеваться от Украины.
Виктория, у вас на странице Facebook было сообщение, что специалисты не могут поехать в Донецк для настройки сети. Захарченко и так называемое «Министерство связи» приглашают разобраться. Но законы запрещают работать. При этом, местные жители Донецка сообщают, что до декабря центральный офис Vodafone возможно было произвести замену сим-карт. Это правда?
– Действительно, работало отделение, менялись карты. Хотя украинским законодательством запрещено там работать. Как это происходило? И что сейчас мешает сотрудникам поехать якобы по официальному приглашению, наладить эти коммутаторы?
Виктория Рубан: Якобы официальное приглашение, но его не было. Были лишь заявления в социальных сетях. Официально к нам никто не обращался.
Насчет того, что работал Vodafone. Он не мог работать. Когда мы подписывали договор с международной группой Vodafone и о выходе бренда в Украину, мы изначально заявляли, что Vodafone не будет работать на неподконтрольной территории. Сейчас мы полностью отказываемся от тарифов МТС.
Касательно сотрудников МТС. В начале конфликта мы закрыли все свои офисы, технические центры, перевели свою коммутацию на соседнюю с неподконтрольной территорию.
У нас были сотрудники, которые до конфликта работали в компании МТС и решили остаться, уйдя из компании Vodafone.
Если кто-то что-то делает от имени МТС или Vodafone, то это незаконно и не имеет никакого отношения к нашей деятельности.
– Виктория, касательно приглашения сепаратистов. Да, так называемый глава «Минсвязи «ДНР» Виктор Яценко призвал компанию Vodafone прислать персонал для аудита технического состояния и запуска сети на территории «ДНР». Возможно ли теоретически отправить специалистов, которые бы выяснили причины отключения аппаратуры?
Виктория Рубан: Невозможно. Потому что мы работаем в юридическом поле Украины, по украинским лицензиям и существующее законодательство запрещает вести хозяйственную или коммерческую деятельность на неподконтрольной территории. Единственное, мы используем пассивную инфраструктуру, которая там осталась, базовые станции. Но сеть управляется удаленно. Поэтому мы видим, что в эфире, а что нет – не видим, и проконтролировать это не можем.
Слушатель: С чем связан перевод всех жителей неподконтрольной территории на этот дорогой тариф по 3 гривны в день?
Виктория Рубан: Это связано с тем, что тарифы Vodafone не выпускались для использования на неподконтрольных территориях. Но мы живем в условиях свободного рынка, можно купить тарифный план на подконтрольной территории Украине и перевести его в Донецк или в Луганск.
Мы столкнулись с тем, что у нас есть много абонентов, которые пользуются тарифами Vodafone на неподконтрольных территориях. Международной группы Vodafone было требование, чтобы ее тарифы там не использовались. Это условия договора и нарушать его мы не можем.
Поэтому приняли решение, что мы оставляем тариф, который будет оставаться доступным на неподконтрольной территории. Это один из самых дешевых тарифов, существующих на территории Украины.
– В компании заявляли, что удаленное обслуживание номеров абонентов в условиях нестабильно работающей сети связаны с дополнительными затратами. Какими затратами?
Виктория Рубан: Если у нас на территории Донецкой и Луганской областей уже больше 30% оборудования неработающее, нагрузка на сеть не уменьшается. Нагрузка на сеть перераспределяется, в том числе и между объектами инфраструктуры, которые находятся на подконтрольной территории. Расходы по обеспечению трафика растут. Много затрат связано с ремонтом сети.
Оптика рвется часто, оборудование выходит из строя тоже часто. За лицензии мы также платим, независимо от того, работаем мы или нет. Доходы, которые мы получаем с неподконтрольных территорий, не компенсируются с тех затрат, которые связаны с поддержанием работоспособности.
– Возможно ли технически с подконтрольной территории покрыть территорию группировки «ДНР»? И обращались ли вы к украинским властям с просьбой посодействовать, чтобы туда пустили представителей Vodafone и они могли проверить технику?
Виктория Рубан: Полностью покрыть неподконтрольную территорию с подконтрольной невозможно.
Касательно обращения к властям. Мы не сидели сложа руки. Мы стучались во все двери, писали официальные обращения с самого начала. И то, что нам дали возможность отремонтировать кабель в районе поселка Счастье, это уже как раз результат наших обращений. Это «серая зона», но туда просто так не пустят. А наш кабель был перебит как раз между двумя блокпостами.
– Есть призыв так называемого «Минсвязи «ДНР». Если обратиться к украинской власти, чтобы специалисты компании Vodafone на свой страх и риск поехали в Донецк, можно ли теоретически рассматривать такой сценарий, при одобрении украинской власти? Ведь это национальные интересы Украины.
Виктория Рубан: На свой страх и риск мы не будем этого делать, потому что никто не возьмет на себя ответственность рисковать жизнями людей. Но если теоретически предположить, что будут созданы условия, то такой вариант возможен.
Насколько я знаю, вопрос со связью Донецкой области вынесен, в том числе и на Минск.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)