(Друкуємо мовою оригіналу)
Органы власти тратят деньги на все, что угодно, только не на то, в чем реально нуждаются пострадавшие от конфликта – так считают лидеры общественных организаций переселенцев. Даже те незначительные средства, которые выделяет бюджет или международные доноры, на местах тратят на строительство спортплощадок или закупку корма для кур, вместо того, чтобы строить жилье, жалуются переселенцы. Но в Министерстве временно оккупированных территорий сетуют, что на жилье бюджетных денег нет.
Ничего не должно делаться для внутренне перемещенных лиц без участия самих переселенцев – такое требование выдвигают лидеры общественных организаций ВПЛ. Люди требуют создать общественный совет при Министерстве временно оккупированных территорий, чтобы контролировать его работу. Переселенцы должны влиять на решения местных властей Донецкой и Луганской военно-гражданских администраций, куда тратить деньги, считает глава Луганской правозащитной группы Наталья Целовальниченко.
Власть предлагает нам велодорожки в городе Счастье, предлагает построить очередной ледовый дворец в Краматорске и считает, что это – решение наших проблемНаталья Целовальниченко
«Мы приходим к тому, что власть предлагает нам велодорожки в городе Счастье, предлагает построить очередной ледовый дворец в Краматорске и считает, что это – решение наших проблем, – говорит она. – Может вам и интересно покататься на коньках в Краматорске, но большинству переселенцев, пострадавших от конфликта, необходимо жилье и возмещение ущерба».
По словам министра временно оккупированных территорий Вадима Черныша, местным властям Донбасса было выделено более 3,6 миллиарда гривен – их можно было потратить на обустройство общежитий для переселенцев. Но глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский считает, что бюджетные деньги лучше вкладывать в социальные проекты, а не в жилье.
«В действительности, что бы мы не говорили, финансового ресурса не достаточно для того, чтобы построить жилье. Вложение денег в будущее Украины – водогоны, тепло, спорт для молодежи. На спорт мы тратим деньги, в основном, из областного бюджета. Мы отправили миллиард на школы», – рассказал Павел Жебривский.
Три года государство не дает денег на жилье для переселенцев. Переселенец Владимир Шашков с женой и мамой-инвалидом два года назад покинул Донецк. Государство до сих пор ни в чем ему не помогло, но он все равно не допускает мысли возвращаться в оккупированный город. Но вот своим знакомым перед выездом из Донецка Владимир советует хорошо подумать.
Уехать в никуда с семьями, с детьми будет еще тяжелееВладимир Шашков
«Люди хотят уехать от той ситуации, которая сложилась на оккупированных территориях, но уехать в никуда с семьями, с детьми будет еще тяжелее. На территории, которая контролируется государственными органами Украины, не идет помощь переселенцам – это основной тезис», – говорит Владимир Шашков.
Очень вероятно, что деньги на жилье для переселенцев скорее выделит немецкий банк KfW, чем украинский Кабмин. Сейчас немецкие эксперты разрабатывают программу льготного кредитования жилья для ВПЛ, которая начнет действовать с 2018 года, рассказывает советник министра по вопросам временно оккупированных территорий Олеся Цыбулько:
«KfW банк дает грант, под который планируется 1-2 проекта бесплатного социального жилья, но в большинстве они намерены предоставлять льготные кредиты ВПЛ. Они будут выбирать, через какую структуру предоставлять эти кредиты: коммерческие банки или фонд государственного строительства. Пока они рассматривают банк».
Вопрос жилья для переселенцев, вероятно, со временем будет становиться только острее. По разным данным, 25-30% переселенцев не планируют возвращаться домой, даже после окончания конфликта.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)