Между адом и раем: оккупированные Ясиноватая и Донецк

(Друкуємо мовою оригіналу)

Разрушенные дома, безлюдные улицы и постоянная вечерняя канонада – таковы пейзажи оккупированной боевиками группировки «ДНР» Ясиноватой. Кальянные, дорогие авто, мирно прогуливающиеся пары и элитные вина в дорогих ресторанах – таковы реалии уже центральной части Донецка, также находящегося в оккупации. О контрастах двух неподконтрольных Украине городов – в материале донецкого блогера Станислава Васина.

Ясиноватая, находящаяся почти на линии фронта, напоминает собой больше Припять

Оккупированные Ясиноватая и Донецк – города-контрасты. Если Ясиноватая, находящаяся почти на линии фронта, напоминает собой больше Припять (покинутый город в Киевской области после аварии на ЧАЭС), то весенне-летний Донецк почти не замечает войны. Во всяком случае – его центральная часть. Собственно, именно с центра этих двух городов и начинаются разительные отличия.

Центр Донецка – это работающие кальянные, салоны красоты, рестораны с дорогими авто у входа

Центр Донецка сегодня – это работающие кальянные, салоны красоты, рестораны с дорогими авто у входа, забитые такими же дорогими иномарками автостоянки торговых центров, фонтаны и вычищенные до блеска скверы. Здесь есть всё: от самых распространённых мировых брендов и элитных блюд с тигровыми креветками – до сферы услуг, которая выходит за рамки индустрии красоты. К услугам посетителей и клиентов небольшие кафешки, бургерные, элитные вина, караоке-бары, салоны лазерной эпиляции, а сами рестораны усеяны «Рендж Роверами», «Лексусами» и дорогими «Мерседесами» у входа. Бульвар Пушкина полон мирно прогуливающихся молодых пар, а у торговых центров такое же количество людей, как и до войны.

Показателем достатка обитателей центральной части Донецка являются не только дорогие авто и мирно попивающие вина на улицах дамы в дорогих платьях, но и такие мелочи, как реклама в витринах. Так, на бульваре Пушкина можно встретить предложение о покупке седьмого айфона «всего» за 42 тысячи рублей.

Здесь же находятся и вывески с элитными брендами одежды, часов и других аксессуаров, стоимость которых может достигать 20 средних окладов врача в том же Донецке.

Совсем другое дело – Ясиноватая. Даже в центре первое, что бросается в глаза – это отсутствие детей на улицах. Большинство жителей либо вывезли семьи с детьми с линии обстрелов, либо не разрешают ходить им одним, без сопровождения взрослых, даже днём. Центр города почти сливается с его окраинами и напоминает только что прошедший пик боёв, которые, впрочем, обрушиваются на город с наступлением темноты. Здесь сразу же встречаются здания с проломленными снарядами крышами, сожжённый и разбитый ДК и уже слегка отстроенная девятиэтажка.

Ещё год назад его верхняя часть была полностью снята снарядами

История этого девятиэтажного дома поражала ещё в 2014 году. Он находится у самого выезда из города, и ещё год назад его верхняя часть была полностью снята снарядами – тогда как тут же, этажом ниже, в вечернее время можно было заметить светящиеся окна, в которых люди спокойно ужинали. Сейчас разбитую часть дома удалось отстроить, однако сам дом всё ещё стоит в многочисленных следах от осколков.

Пожалуй, едва ли не единственным работающим в Ясиноватой предприятием остаётся машиностроительный завод – тогда как остальную часть города наполняют лишь небольшие магазинчики (часто также сожжённые) и закрытые супермаркеты. Единственный здесь «Амстор» уже давно заколочен досками и также закрыт, тогда как в том же Донецке у этой сети продолжают собираться дорогие иномарки и кипеть жизнь.

Можно встретить в Ясиноватой и остатки прежней жизни, до оккупации: например, в виде местной автостанции, надпись которой всё ещё сохранилась на украинском языке.

Однако подобные «странности» здесь тут же перекрываются многочисленными сепаратистскими надписями, часто – ещё с 2014 года.

Остальную же часть города наполняют уже привычные для окраин «ДНР» пейзажи – посечённые осколками многоэтажки, пустынность улиц и почти полное отсутствие какой-либо инфраструктуры и индустрии развлечений.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)